18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей транспорта громко заявил о своем запуске

В бывшем муниципальном гараже на Новорязанской улице прошло предоткрытие московского музея транспорта. Многочисленные гости увидели театрально-музыкальную инсталляцию «Назад в будущее» композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна

В погруженном во мрак здании гаража били тамтамы, по потолку рассыпались всполохи лазерных проекторов, крутилась на перекладине акробатка, пела со сцены оперная певица в ослепительно белых одеждах, ходили по рингу и ныряли в нефтяной бассейн люди-ихтиандры в закрывающих лицо костюмах, «пылал» автобус, свет от сотовых выхватывал из темноты заросли, пробивающиеся через ржавые автомобили. 

Примерно так выглядело шоу, участниками которого стали сотни гостей. Собравшиеся перемещались из одного зала в другой и наблюдали все новые театральные сцены. Все было масштабно и впечатляюще. Действо лауреатов «Золотой маски» композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна погружало нас в историю Отечества: от полных надежды 1920-х — ранних 1930-х годов, через страшные 1940-е, все дальше и дальше, к хаосу 1990-х и, наконец, к современности, надежде и экологической повестке, которую и воплощает пробивающаяся сквозь бетон и ржавую технику зелень. С выбранными реперными точками в истории можно поспорить, но результат получился симпатичный.

Как сказали организаторы, предваряя постановку, цель мероприятия — не столько презентовать будущий музей транспорта, сколько выразить бесконечное уважение тем стенам, где он будет располагаться, а именно бывшему гаражу, шедевру архитектуры конструктивизма. И действительно, гости вечера были очень впечатлены циклопическими масштабами этого пространства.

Гараж на Новорязанской улице, 27 построен в 1926–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Алексея Шухова. В плане здание имеет форму гигантской подковы. Металлические фермы перекрытий опираются только на внешние стены, что максимально увеличивает полезную площадь и когда-то обеспечивало беспрепятственное движение машин внутри. На улицу здание смотрит двумя килевидными фасадами. Промежуток между фасадами занимает п-образный административный корпус, имевший когда-то сплошной остекленный фасад.

С самого начала гараж был так прекрасен, что попал в объектив Александра Родченко, фотографии которого опубликовал французский журнал L’Architecture vivante. За почти 100 лет здание перестраивалось, утрачивало одни элементы и приобретало совершенно ненужные другие. С 1948 года и до недавнего времени в гараже и на территории размещался 4-й автобусный парк, который перевели в Новокосино, и комплекс ждал нового хозяина. То, что его надо приспособить под учреждение культуры, было понятно давно. На него претендовало немало институций — от Stella Art Foundation до ГМИИ и ГТГ. Наконец, в 2017-м столичные власти объявили, что в легендарных стенах разместится московский музей транспорта. Прошло еще пару лет, и вот мы присутствуем на торжественном старте реставрации, которая продлится три года.

От архитектурного сообщества стройку курируют бюро «Меганом» и Юрий Григорян, имеющий опыт приспособления архитектурных памятников под музейные нужды. Пока гараж на Новорязанской — памятник муниципального значения, но есть планы добиться его включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти планы надо приветствовать, потому что они дают некоторую если не гарантию, то надежду на бережную реставрацию. 

Не имея своего помещения, музей транспорта займется активностями на внешних площадках. Подробнее о них, а также о концепции самого музея и реставрации здания планируют рассказать в конце февраля. Руководит музеем Оксана Бондаренко, работавшая директором Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+