18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль

Секреты, которые подчас скрывают старые здания, не оценить в деньгах. Порой под слоем штукатурки или копоти находят если не шедевры, то весьма ценные произведения искусства

В число популярных новостей часто попадают сообщения о том, что где-то найден неизвестный шедевр великого мастера; вслед за этим появляются новости о подозрениях в подделке картины или о том, за какие миллионы она была продана на аукционе. Предлагаем изучить список совсем иных находок великих живописцев. Их труднее заподозрить в подделке ради прибыльной продажи на аукционе — потому что эти произведения едва ли можно «вырубить топором».

Святые жены Альбрехта Дюрера

В январе 2020 года стало известно, что на стене собора Святого Стефана в Вене, над сувенирной лавкой, под многовековым слоем пыли обнаружены фрески начала XVI века. Как считают эксперты, судя по качеству линий, прориси для фигур святых Екатерины и Маргариты выполнены рукой Альбрехта Дюрера, видимо, в 1510-е годы. Между женскими фигурами изображен святой Леопольд, а сверху написана пределла — эти фрагменты, а также раскраска выполнены другой рукой. Ранее считалось, что из монументальной живописи Дюреру принадлежали только прориси 1521 года для украшения парадного зала в здании нюрнбергской ратуши. По его эскизам фрески были выполнены учениками. В 1630 году эти фрески были записаны, а во Вторую мировую войну здание погибло. Так что венское открытие является эпохальным. Пока искусствоведы занимаются его дальнейшим изучением и атрибуцией, администрация собора решила передвинуть сувенирный магазинчик.


Аллегории Рафаэля

О том, что в Ватиканском дворце есть какие-то работы Рафаэля, не учтенные историками искусства, было известно давно, из Вазари. В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев…» тот указал, что Рафаэль где-то в ватиканских интерьерах написал две фигуры, экспериментируя с масляными красками. Однако, что это за фигуры, никто не знал. Только в 2017 году, когда реставраторы начали приводить в порядок стены зала Константина, они поняли, что олицетворения Правосудия и Дружбы тут написаны именно маслом, в отличие от других персонажей стенописи, выполненных в традиционной фресковой технике. Авторство подтвердило и изучение манеры мазка. Аллегории, очевидно, были созданы около 1519 года, незадолго до смерти Рафаэля. Ранее считалось, что все фрески в зале были написаны мастерами школы Рафаэля по его эскизам. Пока реставрационные работы в зале Константина продолжаются, завершить их надеются к 2022 году.


Наброски Микеланджело

В 1975 году Паоло Даль Поджетто, директор Музея капеллы Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо, случайно нашел люк, ведущий в потайную комнату. Небольшая каморка, после того как ее стены были расчищены реставраторами, оказалась целиком покрытой изображениями человеческих фигур, сделанными углем и мелом. По предположению директора, они выполнены рукой Микеланджело, автора скульптур в капелле Медичи. Некоторые другие ученые указывают, что авторство рисунков установить все-таки невозможно и не исключено, что их делали другие мастера, работавшие в капелле. Доступ в stanza segreta, тайную комнату, для обычной публики закрыт. Однако в 2017 году туда для съемок допустили фотографа National Geographic. Тогда же было объявлено, что Национальный музей Барджелло, управляющий капеллой, ищет, каким образом сделать комнату доступной для туристов, и надеется открыть ее в 2020 году. Свежих новостей, впрочем, пока нет.


Рощи Леонардо

О том, что Леонардо да Винчи расписывал миланский замок Сфорца, как и в упомянутом выше случае с Рафаэлем, было давно известно из письменных источников. В XIX веке там в Дощатом зале обнаружили отдельные участки росписи, над которыми шла медленная реставрационная работа. Основательная реставрация началась в 2013 году. В 2018-м миланские власти объявили, что раскрытая монохромная фреска имеет площадь около 100 кв. м. Изображает она по большей части ветви деревьев, а также некий пейзажный фон — если честно, ничего выдающегося. В мае 2019 года зал наконец открыли для туристов.


Лошади де Вуэза

В 2018 году строители, отделывавшие новый бутик Оскара де ла Ренты в старинном парижском особняке на улице Мариньян, сделали удивительное открытие: за фальшстеной оказалась спрятана картина. Гигантский групповой портрет, как позже выяснили искусствоведы, был создан в 1674 году фламандским живописцем Арно де Вуэзом. Он изображал прибытие дипломата маркиза де Нуантеля (кстати, первого собирателя сказок «Тысячи и одной ночи») с роскошной свитой в Иерусалим. Картину удалось идентифицировать благодаря гравюре из книги, посвященной путешествию дипломата. Однако почему картина оказалась в особняке XIX века — неизвестно. Владельцы бутика договорились с хозяином дома, где она была найдена, что полотно (а это именно полотно, а не фреска, хоть оно и занимает всю стену) останется в помещении на десять лет аренды. Реставраторы же тем временем приступили к приведению его в порядок. Бутик торжественно открылся в ноябре 2019 года.


Манифестанты Вучетича

В 2014 году при реставрации Центрального павильона ВДНХ с одной из стен сняли панели, находившиеся там с 1967 года. Оказалось, что за ними скрывается горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» работы Евгения Вучетича, законченный в 1953 году. Для монументальной скульптуры, особенно с изображениями Иосифа Сталина, сами понимаете, год это был неудачный. В общем, панно повезло, что лишь некоторым его персонажам посбивали головы и кто-то все-таки решил его просто спрятать, а не уничтожить. Все эти годы работа, о которой было известно из архивных документов, считалась попросту утраченной. Горельеф был открыт после реставрации в 2016 году. Без скульптуры Сталина.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+