18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка artgenève: виды на Москву

До 2 февраля в Женеве проходит девятая по счету ярмарка artgenève, в некоммерческой программе которой участвуют Центр Помпиду и миланский Instituto сontemporaneo per le arti (ICA)

Специализация artgenève — современное искусство. Удивительно, что родилась она не только в одной стране, но и буквально под боком, на расстоянии всего 250 км от аналогичного влиятельнейшего и раскрученного смотра Art Basel, который традиционно вот уже полвека проходит в начале лета. Организаторам artgenève потребовались отвага и недюжинные менеджерские таланты, чтобы, будучи в положении амбициозных новичков, придать своей ярмарке уникальный характер, сформировать из арт-галерей круг преданных участников, а из жителей и гостей Женевы — не менее устойчивый круг посетителей.

В этом году на ярмарку приехали такие влиятельные продавцы искусства, как парижская Galerie le Minotaure, лондонская Tornabuoni Art, Galleria Franco Noero из Турина, вездесущая Gagosian Gallery (и, как всегда, выставила звезд: Георга Базелица, Тома Вессельмана, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Дэвида Рида и других), венская Christine König Galerie, Hauser & Wirth из Цюриха, международная, имеющая офисы в полудюжине городов по всему миру Pace Gallery, мадридская Galeria Juana de Aizpuru, — всего здесь собралось 95 участников из 18 стран. На фоне 290 участников Art Basel это немного, но artgenève и не стремится к гигантизму. Даже выставленные здесь работы, как правило, имеют небольшой формат, их можно сразу унести домой, а не вызывать трейлер для транспортировки. Что, впрочем, не сильно влияет на цены — они как раз немаленькие и колеблются от десятков тысяч ($40 тыс. за крупные абстрактные рисунки, 90 на 80 см, 47-летнего Найджела Кука в галерее Pace) до миллионов долларов ($1,25 млн за среднего размера картину Orange Disk 1955 года Александра Колдера в Hauser & Wirth).

Свой камерный формат artgenève компенсирует высочайшим качеством и разнообразием некоммерческой программы.

На ярмарке показывают проекты влиятельные государственные институции. Парижский Центр Жоржа Помпиду привез фильмы Константина Бранкузи, которые легендарный скульптор снимал с 1923 по 1939 год. Instituto contemporaneo per le arti (ICA) из Милана показал инсталляцию и презентовал фолиант о графическом оформлении газет и журналов в период революции 1968 года.

Украшением ярмарки стали соло-экспозиции ярких современных художников. Куратор Самюэль Гросс воссоздал инсталляцию 1998 года Марио Мерца, иконы итальянского арте повера: в гигантском пустом зале на расставленных спиралью столах разложены идеально спелые овощи. Неназванный коллекционер показал рисунки и объекты одного из ведущих британских художников, записного юмориста Дэвида Шригли, автора, среди прочего, бронзового кулака с поднятым непомерно большим пальцем на Трафальгарской площади. Еще одно частное собрание из Швейцарии — Peress Family Сollection — предоставило для показа видеоинсталляцию Дэвида Хокни «Семь йоркширских пейзажей» (2011) — психоделическую движущуюся картинку цветущего луга.

Прибавьте к этому ярмарку в ярмарке — программу видеоарта LOOP Barcelona (www.loop-barcelona.com — существующая с 2003 года платформа, на которой видеохудожники выкладывают свои произведения), итоговую выставку Prix Mobilière — награды молодым швейцарским художникам, которая вручается с 1996 года, а также изящную историческую виньетку — мобильный павильон архитектора Жана Пруве. Такие «сарайчики» (четыре стены и двускатная крыша) были разработаны в 1944-м по просьбе французского правительства для людей, оставшихся без крова после бомбардировок. Дома на металлических сваях вместо фундамента возводились за часы. Их легко можно было разобрать и перенести на новое место. Всего было выпущено 300 домов, они сыграли выдающуюся роль и постепенно стали объектом коллекционирования. Галерист Патрик Гуткнехт предоставил ярмарке свой экземпляр.

Как одно из ответвлений artgenève параллельно ей в женевском Victoria Hall 31 января пройдет музыкальное действо, подготовленное кураторами Огюстеном Мором и Катрин Отенен-Жирар.

Короче, если сложить все эти обстоятельства, станет ясно, что artgenève работает не только и не столько на коммерческий успех, хотя и на него, конечно, тоже, сколько на репутацию. Пока что здесь трепетно и тщательно взращивают свою уникальность как места пересечения культур, стран, поколений, разного, но исключительного по качеству искусства.

И наконец, самое важное, почему эти обстоятельства должны быть интересны русскому читателю. Команда artgenève во главе с исполнительным директором Томасом Хугом собирается в Россию. В 2020-м швейцарцы присоединятся к московскому Салону высокого искусства и дизайна Le Salon, который проведет компания Art and Jewels of the World Fairs совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева в конце мая. Анфилада музея примет около 20 международных галерей искусства старых мастеров и импрессионистов, ювелирных домов, а кураторский проект современной скульптуры от artgenève разместится в выставочном зале флигеля «Руина». Если все пройдет хорошо, в 2021 году организаторы нацелятся на Манеж.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+