18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Sotheby’s на распутье

№80
Материал из газеты

Смогут ли новый хозяин, а теперь еще и новый исполнительный директор обеспечить рост аукционного дома при ограниченном бюджете

В кулуарах аукционных залов и галерей продолжаются разговоры о радикальном сокращении бюджета Sotheby’s, которое якобы собирается предпринять новый собственник фирмы Патрик Драи. По сообщениям Bloomberg, планируется сэкономить на Sotheby’s около $66 млн, однако некоторые источники сообщают, что эта цифра может достигать $100 млн. 

Тэда Смита, занимавшего пост главного исполнительного директора с 2015 года, уже сменил один из людей Драи — Чарльз Стюарт, бывший сопрезидент и финансовый директор принадлежащего бизнесмену поставщика кабельного телевидения Altice USA. Смит не проработал в этой должности и пяти лет (за которые стоимость акций Sotheby’s почти не выросла), но получил выходное пособие размером $28,2 млн ($16,9 млн из которых составили акции Sotheby’s). Эта неслыханная щедрость наделала много шума: в 2014 году предшественник Смита Билл Рупрехт получил всего $4 млн после почти 15 лет работы на руководящих должностях в Sotheby’s.

Ожидается, что влиятельной фигурой станет назначенный на пост финансового директора Жан-Люк Берреби, который раньше был старшим исполнительным директором семейного офиса Драи.

Период руководства Смита в Sotheby’s был отмечен рядом корпоративных приобретений, первым и самым дорогим из которых стала специализирующаяся на искусстве консультационная фирма Art Agency, Partners (AAP) — ее купили в 2016 году за $85 млн. За ней последовали индекс Мея — Мозеса, центр экспертизы Orion Analytical и онлайн-продавец интерьеров Viyet.com, который переименовали в Sotheby’s Home. Споры о целесообразности этих трат внутри компании не утихают, тем не менее один из сотрудников Sotheby’s (имя которого мы не можем назвать) говорит: «Правда заключается в том, что если пять лет назад у нас не было мобильного приложения, онлайн-торгов, онлайн-платформы для консигнаций, мы сильно отставали в области современного искусства, а от частных продаж было одно название, то сегодня картина совсем иная». И добавляет: «Работать под руководством Тэда было очень интересно и вдохновляюще — было настоящее ощущение, что ты часть прогрессивной компании, и цифровое направление играло в этом важнейшую роль».

В прощальном электронном письме, которое видели журналисты The Art Newspaper, Смит благодарит коллег из аукционного дома «за важнейшие уроки, которые мы извлекли из случаев, когда все складывалось не так, как мы рассчитывали и надеялись». Он пишет, что с «безграничным энтузиазмом смотрит на путь Sotheby’s, который только начинается под руководством нашего энергичного, очаровательного, замечательного и очень эффективного нового владельца».

Для покупки компании Драи взял ссуду в $1 млрд, поэтому меры по сокращению расходов и реструктуризации могли бы помочь в короткие сроки выплатить часть долга. Безусловно, для снижения долговой нагрузки ему необходима благоприятная экономическая ситуация. Органический рост бизнеса такого возраста на маленьком и непредсказуемом рынке невозможен. Для роста нужны точно просчитанные приобретения, распространение бренда в разных направлениях, одним из которых явно должны быть элитные товары — в октябре 2019 года Sotheby’s уже запустил собственную марку вина. Драи богат, но далеко не так, как владелец Christie’s Франсуа Пино, и очевидно, что он намерен вести этот бизнес для прибыли, а не только ради престижа.

«Учитывая размер долга Драи, остается только надеяться, что у него есть финансовые возможности дать компании оздоровиться, медленно инвестировать в таланты и помочь сотрудникам снова поверить в себя», — считает один из бывших работников Sotheby’s.

В каком именно направлении Драи будет развивать Sotheby’s, пока можно лишь строить догадки. Судя по всему, его консультанты работают со всеми аспектами бизнеса. В июне Тьерри Эрманн, основатель аналитической компании Artprice, заявил, что приобретение Sotheby’s Патриком Драи за $3,7 млрд подтвердило «вступление арт-рынка в цифровую эру XXI века». 

Новый исполнительный директор Sotheby’s Чарльз Стюарт уже объявил о серьезной реструктуризации бизнеса. Аукционный дом будет разделен на два глобальных подразделения: «Изобразительное искусство» и «Роскошь и предметы искусства». 

Первым будет руководить Эми Каппеллаццо, председатель действующего отдела изобразительного искусства Sotheby’s. Новое подразделение роскоши и предметов искусства Sotheby’s Стюарт в электронном письме сотрудникам аукционного дома охарактировал как «столь же важное». Такие категории, как часы, вино, ювелирные изделия, дизайн ХХ века, азиатское искусство, книги и декоративное искусство, были определены им как «ключевые области роста». 

По словам Стюарта, роскошь дает Sotheby’s серьезные возможности «для дальнейшего развития новых каналов продаж, включая рынки, электронную коммерцию и даже розничную торговлю, что позволяет идти по пути будущего роста». В то время как аукционные продажи предметов изобразительного и декоративного искусства, а также антиквариата сокращаются, спрос на предметы роскоши, такие как часы, сумки и ювелирные изделия, растет. Пикассо за $100 млн может стать ярким заголовком, но настоящую прибыль аукционный дом получает в других сегментах.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+