Торжественное объявление состоялось во время крупнейшей индийской художественной ярмарки IndiaArtFair, на приеме, организованном Kiran Nadar Museum of Art, главным партнером Государственной Третьяковской галереи по организации выставки «Современное индийское искусство». Частный музей, основанный коллекционером Киран Надар десять лет назад, обладает одним из лучших собраний современного индийского искусства. На приеме был объявлен и победитель закрытого конкурса на новое здание музея — им стал известный британский архитектор Дэвид Аджайе, автор Нобелевского центра мира в Осло, Московской школы управления «Сколково» и Дома авраамических религий в Абу-Даби.
Именно Kiran Nadar Museum of Art выступил организатором выставки в павильоне Индии на прошлой Венецианской биеннале. Арт-директор музея Рубина Кароде была куратором павильона и готовит вместе с коллегами из Третьяковки московскую выставку. «Мы счастливы этому сотрудничеству, — рассказала Рубина Кароде. — Я давно думала: почему мы делаем выставки в Европе, в Нью-Йорке и не едем в Россию? Ведь это очень близкая нам страна. Это будет очень большая, гигантская выставка с несколькими тематическими разделами, со множеством направлений и измерений, которая должна показать, что такое Индия сегодня. Вы знаете, что у нас очень сильны традиционные ремесла, но наша выставка — не о них. Там будут многие ключевые работы из собрания нашего музея, а также Devi Art Foundation и частных коллекций, такие важные художники, как Ранбир Калек, Аниш Капур, Субодх Гупта, Даянита Сингх, Шилпа Гупта, видеоартист Амар Канвар, но будут также и сюрпризы, молодые художники. Выставка должна показать многообразие индийской арт-сцены».
Выставка откроется 17 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу, ее соорганизаторами выступают Александр Попов и галерея «Триумф».
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала нашей газете о том, как возникла идея выставки «Современное индийское искусство».
Правда ли, что это будет самая большая в мире выставка индийского современного искусства?
Почти так. Индийское современное искусство показывали мировые музеи — нашу выставку можно сравнить с той, что была некоторое время назад в Центре Помпиду. Но за последние годы это самая большая выставка индийского современного искусства, организованная за пределами Индии. Там будет более 60 художников — как тех, кого уже нет, так и живущих, — но это выставка именно актуального, современного искусства за последние 10–20 лет.
Почему вы решили показать именно индийское, а не, скажем, китайское искусство?
Первый раз я оказалась в Индии в 2011 году. Я тогда работала в Музеях Кремля, и мы сделали невероятную, значительную, крутую выставку индийского ювелирного искусства от эпохи махараджей до наших дней — и, кстати, если где в мире и сохранилось ювелирное искусство, так это в Индии. Так вот, мне безумно нравится Индия, и на биеннале последних лет я все больше и больше обращала внимание на индийское искусство, а на последней Венецианской биеннале, пусть меня простят коллеги, самые яркие и интересные проекты были у китайских и у индийских художников — как в их национальных павильонах, так и на основной выставке биеннале.
Когда Александр Попов, с которым мы делали ювелирную выставку в Кремле, предложил сделать выставку современного искусства Индии, я сразу сказала да. Потому что оно настоящее.
Конечно, китайское современное искусство более раскрученное, но их проекты какие-то мегаломаньячные, от слова «мегаломания», и сейчас эти прекрасные художники, когда-то вышедшие в авангард мирового художественного развития, стали настолько коммерчески востребованными, что это не может не повлиять на их проекты и все китайское искусство в целом.
Как бы вы описали современное индийское искусство? Чем оно примечательно?
Что меня поразило в индийском искусстве — оно настоящее, оно глубокое, и, будучи поразительно современным и новым по подходам, оно коренится в традиции и истории. Эстетическое чувство у них врожденное, в генах, и ты видишь это всюду. Даже на улицах самые бедные и нищие люди держат себя как короли и королевы. В этих своих цветных сари ценой в копейку они прекрасны. И они воспринимают мир прекрасным. И это тоже есть в индийском искусстве. Еще там присутствует невероятное качество и умение работать с материалом. Меня поразила их работа с бумагой, которую они используют так, как сейчас никто в мире. Цвет, форма, орнаментальность. А главное, что о важнейших вопросах сегодняшнего дня, о которых искусство говорит, как бы внешне оно ни было далеко от буквального изложения социального или политического послания, они говорят так сложно и глубоко, что сначала ты воспринимаешь художественное послание, а потом через него считываешь послание миру.
Расскажите, пожалуйста, о месте, где вы делаете эту выставку.
Эта выставка будет первым серьезным проектом Третьяковки в Западном крыле (бывший ЦДХ. — TANR), за которым последует большая выставка немецкого современного искусства.
Мы перекидываем мостик к тем невероятным временам конца 1980-х, еще до распада СССР, когда в этом здании, благодаря Таиру Салахову — не устаю произносить его имя, — проходили лучшие выставки главных мировых звезд: Фрэнсиса Бэкона, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса и многих других, — и это было невероятным открытием. Между прочим, многие художники тогда думали, что у них выставка в Третьяковке, — и, например, Роберт Раушенберг подарил тогда нам свои работы.