В Большом винохранилище ЦСИ «Винзавод» открылась выставка Ирины Наховой «Рай». Идея выставки пришла художнице в голову и была записана еще в 2008 году. «Тогда один за другим болели и умирали мои родители», — призналась Ирина. Однако толчком к воплощению стала прошлогодняя экспозиция художника Мирослава Балки «Фрагмент», создававшаяся не для пространства винохранилища, но проходившая именно там. Тогда Нахова решила, что гигантское подвальное пространство идеально подходит для воплощения ее замысла: «Для меня это пространство находится вне повседневности. Оно было таким 100 лет назад, будет таким еще через 100. Здесь всегда прохладно и нет ни лета, ни осени, ни зимы, ни весны. Это пространство, где можно побыть наедине с собой и задать себе вопрос, зачем мы все здесь».
В огромном темном и гулком старом винохранилище зритель остается наедине с видеопроекциями людей, бесконечно входящих в воду, идущих по переходам метро и вокзала, ждущих на остановке, становясь участником действа. Во многом, по словам Наховой, «инсталляция построена на клише. Она оперирует расхожими представлениями: небо, океан, предстояние, червяки, — все это вместе работает по-другому, но в принципе это клише евроцентристского сознания». Подробно объяснять свой проект художница не хочет, предоставляя зрителю возможность самому смотреть, слушать и интерпретировать.
Ирина Нахова считается изобретательницей «тотальных инсталляций», первые из которых она начала создавать в 1980-х годах; ее творчество тесно связано с московским концептуализмом. Работы художницы задействуют самые разные материалы и техники. В 2004 году она была награждена премией Society for Environmental Graphic Designers, а в 2013-м стала лауреаткой Премии Кандинского в номинации «Проект года» с работой Без названия. Именно Нахова представит Россию на 56-й Венецианской биеннале, которая пройдет в 2015 году. Выставка на «Винзаводе» продлится до 26 октября.