18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В узком кругу

Зимняя неделя high jewelry в Париже неожиданно оказалась хороша тем, что за малым количеством участников можно разглядеть изменения, которые происходят в индустрии

Несколько лет назад высокое ювелирное искусство решило ускориться, притвориться, что оно как будто тоже немного мода и может существовать в том же ритме. И показывать высокие ювелирные коллекции не раз в два года на Биеннале антикваров, а раз в год. Маркетинг-отделы счастливы: новостные поводы случаются чаще, внимание клиентов можно привлекать активнее — не абы на что вас зовем, на высокое искусство! Единственными недовольными оказались ювелиры и креативный отдел: все-таки высокая ювелирная коллекция — сложносоставная штука, требующая вдумчивой работы и иногда непростых технических решений. Это вам даже не пайетки к шлейфу настрочить! Однако мир ускоряется, и мы должны идти в ногу со временем — решили ювелиры. И взяли на себя повышенное обязательство — показывать коллекции дважды в год. Правда, отчаянных смельчаков немного — зимняя неделя существенно уступает летней по количеству участников и размеру коллекций.

Boucheron

Зимой ювелирный Дом Boucheron планирует показывать капсульные коллекции, основанные на переосмыслении архивов. В этом году мы видим восемь вариаций знакового колье Point d’Interrogation, придуманного самим Фредериком Бушероном в 1879 году. С этого разомкнутого колье с внутренней пружиной, которое женщина могла надевать без посторонней помощи, началась история асимметрии в ювелирном искусстве. Креативный директор Дома Клэр Шуан показала, как в этой роли могут выступить ветка плюща, пшеница, несколько Plume de Paon (один монохромный с бриллиантами, второй с ярким сапфировым акцентом и третий из розового золота с турмалином), жемчужный каскад, папоротник и абстрактная вариация на тему цветов и листьев. На каждое колье ушло от 330 до 730 часов работы — налицо уважение к традициям Дома и старым мастерским. Связующей нитью между XIX и XXI веками стал авангардный стайлинг: Клэр Шуан рекомендует носить эти образцы высокого ювелирного искусства по-простому — сочетая с офисной рубашкой, черной водолазкой, пиджаком «оверсайз» и белой футболкой.

Chopard

«Уникальные камни», или, выражаясь словами представителя бренда, Gift of Mother Nature, от Chopard — знаковые камни в натуральном, то есть необрамленном, виде и эскизы возможных украшений рядом с ними. С одной стороны, огранка камня из сырого материала — это тоже искусство, и иногда она занимает по времени столько же, сколько создание из этого камня редкого украшения. Порой только на принятие решения, каким образом огранить уникальный камень, может уйти год подготовительной работы и экспертных согласований. С другой — при всем уважении и чистом восторге, вызванном природной щедростью, даже редчайшие плоские колумбийские изумруды насыщенного цвета по 10 каратов и сапфир с ярким васильковым поддоном мало соотносятся с жанром высокого ювелирного искусства. Немногочисленные представленные украшения вроде кольца с бриллиантом огранки «маркиза» в 14,3 карата (несомненно, редким и даже исключительным в своем роде) и «элегантным» дизайном скорее выступали в формате «главное — не испортить хорошие камни дизайном», чем претендовали на художественное откровение.

Piaget

Piaget скромно дополнил летнюю коллекцию Golden Oasis парой комплектов. Один из них — колье, кольцо и моносерьга из золота с гравировкой palace decor, которую марка использует с 70-х годов прошлого века и давно сделала фирменным знаком. Несомненный гвоздь программы — подвеска с перьями фламинго, выложенными в технике маркетри, созданная художницей Нелли Сонье. Обычно эта техника используется для ценных пород дерева, реже — металлов. Птичьи перья, тщательно собранные и отградуированные по цвету, — своего рода художественная инновация. Браслет-кафф с синими перьями и крупным танзанитом, представленный маркой летом, стал одним из главных героев ювелирных аккаунтов в Instagram.

Dior

Виктуар де Кастеллан и ее коллекция Dior et Moi, построенная на сочетании в одном украшении двух «тянущихся друг к другу» камней, драгоценного и недрагоценного, — элегантная метафора притяжения в любовных отношениях. Яркий акцент — использование цветного лака по фестончатому канту. Один из моих фаворитов — кольцо с изумрудом и малахитом. Коллекции Виктуар де Кастеллан не всегда стоит рассматривать как прямолинейное ювелирное высказывание, точнее, как исключительно подобное высказывание. Ее пророческий гений легко замечает даже легкие изменения, происходящие в индустрии. Сейчас же наметился явный тектонический сдвиг. И речь не только о том, что крупные драгоценные камни все реже появляются в высоких ювелирных коллекциях (никуда они не денутся: за ними столь длинный и яркий шлейф социокультурных ассоциаций, что «статусный» и «заметный» еще долго будут ассоциироваться с размером в каратах), однако концепт — а также способ упаковки этого концепта, — и технология постепенно начинают отвоевывать место под солнцем и вызывать у клиентов и профессионалов гораздо больший интерес и восхищение, чем чистые камни. В легкой, игривой манере Виктуар де Кастеллан изящно заявляет эту тему как определяющую в сегодняшнем ювелирном дискурсе.

Chanel

Дом Chanel представил хорошую, емкую, чистую по концепту и исполнению коллекцию Tweed de Chanel — про твид и Шотландию, но на самом деле как повод поговорить о герцоге Вестминстерском и его роли в формировании ДНК бренда. А все мы знаем, что говорим Chanel, подразумеваем — твидовый костюм. Показать твид — его неровную, слегка рыхлую фактуру, гибкость, меланжевое сочетание цветов — при помощи ювелирного языка — задача, требующая нетривиальных решений. Сочетая цепи разного плетения, сотуары из цветных драгоценных камней и бриллиантов разного размера и огранки, тонкие нити жемчуга акойя, ювелиры создали свое «твидовое» полотно. Отдельная технологическая задача — сохранить гибкость конструкций, аналог пластичности мягкой ткани, но при этом придать украшению форму, объем, архитектуру, — все это сделано блестяще, с изяществом и юмором.

Anima

Самым знаковым показом этой парижской недели, наверное, можно считать камерную презентацию первой высокой ювелирной коллекции российской марки Anima. Несмотря на то что Anima молода, не избалована вниманием в отечестве и ее дизайнер Михаил Барышников не титулован конкурсными званиями, это первая высокая коллекция русского ювелирного дизайнера в Париже (коллекцию Rubeus из уральского александрита, презентованную летом 2019 года, придумывал французский ювелир Фредерик Мане, а производила итальянская мастерская). Коллекция Kemet вдохновлена солярным культом додинастического Египта. Простая, лаконичная, с тяжелым полнотелым золотом и повторяющимся в каждом украшении треугольным сечением рельефа. Да, об этой коллекции можно говорить, что она относится к high jewelry, потому что соблюдает главные требования, предъявляемые к этому формату: за ней есть концепт и даже более того — серьезное историческое исследование, в ней есть тот самый ремесленно-технологический craftsmanship, без которого кутюр не кутюр, плюс редкие материалы, пусть и не совсем те, что ожидаются от классического кутюра. Это природное стекло, которое образуется в пустыне от попадания молнии в песок, и чистое метеоритное железо.

Louis Vuitton

Помимо этих немногочисленных изысков, в Париже можно было полюбоваться на алмаз весом 1758 каратов, который прямо перед Новым годом выкупил Дом Louis Vuitton. Это второй в истории крупнейший неограненный алмаз, с 1905 года крупнее не находили. Камню присвоено имя Sewelo, он добыт в апреле прошлого года и, по мнению специалистов, может стоить около $50 млн. Для сравнения, предыдущий крупный алмаз Lucara весом 1109 каратов был куплен Лоуренсом Графом за $53 млн. Пока камень не огранен и неизвестны его характеристики — чистота, цвет и прочее, говорить о стоимости рано. Однако очевидно, что Бернар Арно серьезно присматривается к ювелирному рынку: покупкой года во второй половине 2019-го стало приобретение LVMH компании Tiffany & Co.

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+