18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4

Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF

Кто не хотел бы обнаружить неизвестного ранее ван Гога? Сегодня это всего лишь мечты, а вот в 1960-е такой случай произошел с одним итальянцем, купившим картину за £45 в лавке лондонского старьевщика.

Я проследил историю появления полотна в Лондоне: оно приехало сюда из деревни в Стаффордшире. Там его продал аукционист, специализирующийся на коровах и овцах и время от времени принимающий на продажу подержанный сельскохозяйственный инвентарь. Пейзаж Винсента ван Гога ушел с молотка за £4.

Авторство «Крестьянки у деревенского дома» установили в Музее ван Гога в Амстердаме и там же датировали июлем 1885 года, когда художник с родителями жил в маленьком городке Нюнен в Брабанте. Сейчас картина находится в собственности американского коллекционера, который собирается продать ее через лондонскую галерею Simon Dickinson на ярмарке TEFAF в Маастрихте (7–15 марта). Хотя информация о цене на стенде галереи пока не разглашается, ожидается, что она составит €12–15 млн.

Джеймс Раунделл, директор Simon Dickinson по импрессионизму и модернизму, говорит, что нюненский пейзаж — «одна из лучших и самых крупных вещей, созданных ван Гогом в нидерландский период; она предвосхищает технику, в которой художник позднее работал в Провансе и Овере». Кроме того, картина имеет удивительную историю.

В сентябре 1968 года итальянец Луиджи Гроссо, работавший на ВВС, заметил картину в странном месте в районе Белсайз-Парк на севере Лондона, которое, по его описанию, представляло собой нечто среднее между лавкой старьевщика и антикварным магазином. Хотя в нижнем левом углу полотна даже была подпись «Винсент», продавец был уверен, что это фамилия автора картины. Но Гроссо, лучше разбиравшийся в искусстве, заподозрил, что это может быть подлинник ван Гога. Он заплатил за картину £45.

Незадолго до этого Гроссо побывал на ретроспективе художника в Hayward Gallery. Он связался с ее куратором Аланом Боунессом, который в то время преподавал в Институте Курто (а позднее занял должность директора Галереи Тейт). Боунесс отнесся к догадкам Гроссо скептически, но все-таки направил картину на рентген. Под пейзажем обнаружилась другая композиция, изображающая мужчину с плугом и быками и связанная с известной картиной ван Гога, написанной в августе 1884 года. В тот период художник часто использовал один и тот же холст по несколько раз из соображений экономии.

После этого Боунесс отправил картину на экспертизу к нидерландским специалистам, которые подтвердили авторство ван Гога. В марте 1969 года ее ненадолго выставили в лондонской галерее Agnew на экспозиции, организованной журналом The Burlington Magazine, в майском номере которого вышла статья Боунесса об этом пейзаже.

Много лет спустя я начал изучать историю картины и проследил ее путь до Белсайз-Парка. Ее продали через аукциониста Bagshaws, основную клиентуру которого составляют фермеры из Аттоксетера в графстве Стаффордшир. В аукционном доме мне рассказали, что торги состоялись в 1967 году на ферме Биллингтон неподалеку от Стаффорда. Это позволило установить личность продавца, которым оказался Чарльз Холм (1903–1999).

Связавшись с детьми Холма, я узнал, что первым владельцем картины был его отец Джон Холм (1871–1952), живший в Биллингтоне и занимавшийся поставками зерна и соломы местным клиентам. Его внуки рассказали, что в 1929 году Джон принял картину в счет уплаты долга за какую-то поставку. Джон Холм повесил пейзаж в детской, но через некоторое время картина надоела, и ее сослали на чердак. На каком-то этапе имя автора забылось. В 1968 году, когда сын Джона Чарльз вышел на пенсию, Bagshaws провел на ферме Биллингтон торги. Именно на них был продан пейзаж с деревенским домом, а спустя несколько месяцев неизвестные пути привели его в лавку в Белсайз-Парке.

Каким же образом полотно ван Гога очутилось в Стаффордшире? В письмах художника есть несколько моментов, по-видимому связанных с этой картиной. В июле 1885 года Винсент писал своему брату Тео, что хочет «сделать еще несколько домов посреди пустоши» и что у него уже готово четыре «больших» дома. Месяцем позже художник рассказал, что Вильгельм Лерс, владелец магазина художественных красок в Гааге, предложил ему выставить пару картин.

Стаффордширское полотно подписано, что нехарактерно для ван Гога, который ставил свою подпись, только когда на то были особые причины. Если картину собирались выставить в витрине магазина, у художника, безусловно, были все основания сделать так, чтобы его имя было хорошо видно. Картина из Стаффордшира — самая большая (1,1 м в ширину) и, возможно, самая удачная из 12 деревенских сцен, написанных летом 1885 года. Опираясь на совокупность фактов, Луи ван Тилборг, старший научный сотрудник Музея ван Гога, заключил, что «Крестьянка у деревенского дома» была одной из двух картин, предназначавшихся для витрин Лерса.

Если кто-то действительно купил у Лерса этот пейзаж, то именно он стал первой работой, которую удалось продать ван Гогу. Не исключено даже, что ее приобрел какой-то английский коллекционер. Винсент писал, что Лерс «хочет, чтобы я отправил их [картины] как можно скорее, потому что сейчас в Гааге много иностранцев».

Если некий британский покупатель действительно приобрел в Гааге «Крестьянку», это значит также, что она стала первой работой ван Гога, прибывшей в Великобританию, где имя художника еще не было известно. Но если к Лерсу отправили не ее или если ему не удалось ее продать, то пейзаж должен был прибыть в Англию к 1920-м уже другим путем. Однако и тогда британских покупателей ван Гога было очень мало, поскольку он еще не успел прославиться в Соединенном Королевстве.

В 1970 году Гроссо выставил свою находку из Белсайз-Парка на нью-йоркские торги в аукционном доме Parke-Bernet, принадлежавшем Sotheby’s. На них картину купил голливудский продюсер Джозеф Левин, отдавший за нее $110 тыс.

В 1983 году Левин продал полотно, на этот раз в нью-йоркском Sotheby’s оно ушло с молотка за $390 тыс. Владельцем стал Роберто Поло, американский коллекционер кубинского происхождения, десятилетием позже экстрадированный в Швейцарию за незаконное присвоение $100 млн своих инвесторов.

Поло довольно быстро расстался с ван Гогом, продав его на лондонских торгах Sotheby’s в 1985 году, где полотно ушло за £264 тыс. Картину купил коллекционер из Монреаля, у которого она оставалась вплоть до 2001 года, когда нынешний американский владелец, имя которого не называется, заплатил за нее $1,7 млн на Sotheby’s в Нью-Йорке. С момента обнаружения в 1960-х полотно поучаствовало в большой выставке лишь однажды — в 2010 году в лондонской Королевской академии художеств.

Кто станет новым владельцем картины? Было бы замечательно, если бы она осталась в Британии — и быть может, даже вошла бы в собрание Национальной галереи в Лондоне (в котором нет ни одного голландского пейзажа ван Гога). Хотя найти средства, необходимые для приобретения полотна, будет непросто.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+