Ленинградскому искусству был строго прописан экспрессионизм. «Врачами», которые выдали рецепт, стали умышленность города на зыбкой болотистой почве, активное городское мифотворчество, начиная c пушкинского «окна в Европу», бесконечные революции — реальные и мнимые — в жизни и искусстве, «ленинградское дело», латентная антисоветская фронда.
Разумеется, речь идет в основном о неофициальной культуре, от «арефьевского круга» до «Новых художников» во главе с молодым Тимуром Новиковым, еще не впавшим в ересь неоакадемизма. Хотя бывали замечательные исключения, например Евсей Моисеенко, академик, лауреат, Герой Социалистического Труда.
Чтобы показать многообразие ликов ленинградского экспрессионизма, потребовалось собрать более 200 произведений 60 художников из петербургских музеев и частных коллекций. Большая кураторская команда Русского музея разделила местный экспрессионизм на блокадный, послевоенный, «в городской жизни» (читай: «арефьевцы» — и это главный раздел выставки), абстрактный, мистический и неоэкспрессионизм. В этом совсем не прокрустовом ложе удобно расположилась едва ли не вся история ленинградского искусства.
Действительно, за блокадную часть отвечают пейзажи Александра Русакова и Бориса Ермолаева, пронзительная акварель «В блокаду» «филоновки» Татьяны Глебовой, рисунок «Ночь под Новый год» Александра Никольского.
Послевоенный раздел начинается ранними пейзажами Александра Арефьева «Белые ночи» и «Двое на дороге», логично продолжаясь тоже ранним и малоизвестным «Матросом» из железа Константина Симуна. В городской жизни уже хрестоматийным стал «Алый трамвай» Владимира Шагина, который связывают с одноименным стихотворением дружившего с художниками ленинградского поэта Роальда Мандельштама (1932–1961). Но есть там и превосходная картина Веры Яновой «Старокалинкин мост». Художница при жизни не выставлялась публично, ее открытие случилось в последние годы. Дальше все довольно очевидно. Абстракцию прочно занял Евгений Михнов-Войтенко со своими «тюбиками». Мистика принадлежит Владимиру Стерлигову с дивным автопортретом «Здравствуйте» с парящей над головой шляпкой и художниками его круга. «Новые» завершили ХХ век буйных красок «Концертом» Ивана Сотникова и «Петром I на коне» Олега Котельникова, который возвращает к умышленности Петербурга и его болотам.
Государственный Русский музей
Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины — второй половины ХХ века
До 9 марта