18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде

Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе

Обвинения в клевете выдвинули против английского эксперта, галериста Джеймса Баттервика в конце 2014 года организаторы выставки Avanguardie russe dal cubofuturismo al suprematismo («Русский авангард от кубофутуризма до супрематизма»), проходившей в Мантуе с 30 ноября 2013 года по 23 февраля 2014 года.

Тогда организаторы выставки — глава департамента культуры провинции Мантуя Джанфранко Ферлиси и художник, директор Академии художеств Вероны Ренцо Марджонари — представили на суд публики более 60 произведений живописи, графики, фарфора и книг с авторством Александра Веснина, Наталии Гончаровой, Александра Куприна, Аристарха Лентулова, Лазаря Лисицкого, Ивана Пуни, Александра Родченко, Николая Суетина и других мастеров. Сразу после открытия выставки целый ряд специалистов по русскому авангарду выступил с мнением, что большая часть экспонатов на ней — подделки.

Позже в интервью газете The Art Newspaper Баттервик подтвердил свое мнение, назвав выставку «абсолютным позором». Он с презрением отозвался о попытках устроителей выставить более чем сомнительные работы и представить в качестве подтверждения их подлинности только результаты химического анализа, не добавляя к этому никаких исследований провенанса. Адвокат кураторов выставки Джузеппе Мельци из миланской фирмы Lex Art уверял, что все произведения были куплены группой итальянских коллекционеров в 1980-х годах в миланском аукционном доме Brerarte (ныне не существующем), однако документальных доказательств этого не предъявил.

В конце 2014 года устроители выставки подали в суд иск о клевете, обвиняя Джеймса Баттервика в оскорблении и нанесении урона их деловой репутации. Процесс длился почти пять лет, но суд полностью оправдал эксперта.

Такое решение приняла судья миланского суда Стефания Пепе. Она, как следует из документов, полученных галеристом, заявила, что «Баттервик высказал мнение, основанное на его доказанной и признанной компетентности и опыте, которое, хотя и было резко заявлено, никогда не было оскорбительным или необоснованным». Истцы, проигравшие процесс, не имеют права обжаловать решение в суде апелляционной инстанции.

В телефонном разговоре с The Art Newspaper Russia Джеймс Баттервик подтвердил, что получил решение суда на руки и очень доволен его результатом. «Как говорят у вас в России, на свободу с чистой совестью! — сказал он. — Хотя моя совесть была чистой в этом вопросе и до решения суда. Я с самого начала говорил, что на той выставке представлены подделки, и никогда не отступал от своей позиции».

Как полагает Константин Акинша, искусствовед, куратор, специалист по подделкам, это решение суда может иметь далеко идущие последствия. «Джеймс Баттервик одержал очень серьезную победу, — считает он. — Итальянский судья объявила, что эксперт может выражать свое мнение и оно не является ни оскорблением, ни подрывом репутации, оно не наносит ущерба, несмотря на то что другие могут думать иначе».

На вопрос, не станет ли это решение обоюдоострым оружием и не позволит ли нечестным искусствоведам отстаивать свое предвзятое мнение, Константин Акинша ответил, что любую недобросовестную экспертизу всегда можно опровергнуть с помощью профессиональных исследований. Главное, уверен он, что решение миланского судьи станет прецедентом для всех подобных коллизий и не позволит непорядочным дилерам и галеристам затыкать рот экспертам.

Самое читаемое:
1
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
2
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
3
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
4
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
5
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
6
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
7
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+