Долгое и ожесточенное противостояние между итальянским правительством и знатным римским аристократом, великим князем Алессандро Торлония, скончавшимся два года назад в возрасте 92 лет, подошло к концу. В честь примирения наследников и государства 96 статуй из семейной коллекции Торлония будут представлены публике. А всего в коллекции 620 древнеримских, древнегреческих и этрусских скульптур и саркофагов. Почти полвека они пылились в темном подвале. Выставка в Капитолийских музеях откроется 3 апреля и продлится до 15 января следующего года.
Война семейства Торлония с властями началась в 1970-х годах, когда князь закрыл частный музей в своем дворце на Виа-делла-Лунгара, в который и так было крайне трудно попасть. Вскоре, выдав себя за мусорщика, искусствовед Рануччо Бандинелли разговорился со швейцаром палаццо, и тот поведал, что князь без разрешения властей совершил во дворце перепланировку, превратив его в 93 гостиничных мини-апартамента, а коллекцию скульптуры спрятал в подвале. Разразился скандал. В 2003 году правительство Италии попыталось сначала купить, а затем конфисковать собрание.
Скульптуры, принадлежащие семье, но фактически не подлежащие продаже, поскольку были задекларированы государством в 1910 году, решили передать в фонд, который возглавил внук князя, Алессандро Пома Муриальдо. В течение следующих десяти лет государство и фонд найдут подходящее здание для музея семейства Торлония. Министр культуры Дарио Франческини обратился к крупным зарубежным музеям с просьбой приютить выставку после закрытия. Чтобы подчеркнуть важность этого показа последней из величайших частных коллекций античных древностей, во вводном зале соберут самые ранние древнеримские экспонаты — бронзовые скульптуры, переданные Италии в 1471 году папой Сикстом IV. Среди них — знаменитые «Капитолийская волчица» и «Мальчик, вытаскивающий занозу».
Куратор готовящейся экспозиции — Сальваторе Сеттис, известный искусствовед и бывший руководитель Центра Гетти. Именно он организовал новаторскую выставку копий античных скульптур, которой открылся Фонд Prada в 2015 году. Сеттис объясняет, что в Капитолийских музеях будет показана не просто коллекция семейства Торлония — она поглотила более ранние частные собрания, существовавшие начиная с XV века.
Заинтересовать публику, как правило не очень хорошо разбирающуюся в античной культуре, поможет архитектор Дэвид Чипперфилд, придумавший для выставки пять сюжетов-разделов. Первый повествует о Музее Торлония, который был открыт для дворян с 1874 года до конца 1940-х. Здесь будет представлено около 20 прекрасно сохранившихся мужских и женских бюстов. Второй раздел посвящен экспонатам, обнаруженным во время раскопок в огромных владениях семьи Торлония. В третий раздел войдут скульптуры из двух коллекций XVIII века — Альбани и Кавачеппи. Первые были аристократами, вторые — искусными реставраторами, умевшими соединять фрагменты разрушенных временем скульптур так, что они выглядели как новые. Чтобы показать, сколько это требовало труда, Сеттис включил в экспозицию статую, отреставрированную в мастерской Джованни Лоренцо Бернини, где видно, что конечности и торс высечены из разных видов мрамора. Сейчас консервация считается неотъемлемой частью истории любого произведения, но до недавнего времени музеи отказывались от восстановления, заполняя ящики своих хранилищ конечностями, пенисами и носами барочных и неоклассических статуй. Четвертый раздел будущей выставки посвящен прекрасному мрамору из собрания Винченцо Джустиниани, одного из величайших коллекционеров и знатоков начала XVII века, а пятый — коллекциям XV–XVI веков и возрождению интереса к античности.
«Мы пытались размещать скульптуры таким образом, чтобы даже у тех, кто не получил классического образования, возникали вопросы», — говорит Сеттис. Например, группа сатиров, приглашающая на танец молоденькую девушку, в свете новой волны феминизма и движения #MeToo явно вызовет горячий отклик у аудитории.