18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Павильон в Брайтоне вспомнил былую роскошь

№80
Материал из газеты

Королева Елизавета II предоставила в долгосрочное пользование причудливые сокровища, собранные Георгом IV. Благодаря этому дворцовые помещения обрели прежний антураж — хотя и временно

Зимой 1847–1848 годов жители Брайтона могли стать свидетелями серии необычных ночных процессий, тянувшихся от расположенного в их городке дворца под названием Королевский павильон. По приказу королевы Виктории из него, комната за комнатой, вынесли мебель, канделябры, картины, камины, резные дверные косяки и даже кухонную плитку, отправив все это в Лондон на 145 повозках. Осенью 2019-го потомки тех брайтонцев могли стать свидетелями не менее неординарной процессии, двигавшейся в обратном направлении — на этот раз под усиленной охраной, с запретом на фото- и видеосъемку, с закрытием дворца на неделю. Так сокровища, собранные Георгом IV, дядей королевы Виктории, возвращались домой в качестве предоставленных в долговременное пользование экспонатов из Букингемского дворца.

Самый яркий из королей-коллекционеров, личности и собранию которого посвящены сейчас выставки в Королевской галерее в Лондоне и Национальном музее скачек в Ньюмаркете, Георг IV всегда руководствовался принципом «чем больше, тем лучше». Но возвращение необыкновенных предметов в комнаты дворца, для которых он покупал и заказывал их, превосходит все мыслимые пределы драматизма. С тех пор как большая часть этих вещей разошлась по частным покоям Букингемского дворца и Виндзорского замка, публика не видела их ни разу.

Многие из предметов уже сами по себе были экстравагантными, но Георг всегда норовил что-нибудь добавить. Например, «Часы с цилинями» были изготовлены во Франции из китайской вазы XVII века, от которой отрезали дно, чтобы вставить на его место циферблат. Над циферблатом, опирающимся на двух синих львов XVIII века (которых часто ошибочно называют цилинями, химерическими существами из китайской мифологии), сидит японский Будда. Конструкцию обрамляет буйная растительность из позолоченной бронзы на основании, инкрустированном фарфоровыми вставками, вырезанными из старинной шкатулки. Эта композиция показалась королю скучноватой, и он добавил к ней еще одну основу из мрамора и бронзы, а также обвивающие фигуры ветви с подсолнухами. Результат балансирует на грани великолепного и курьезного. Дэвид Биверс, на протяжении последних 40 лет занимающий должность хранителя Королевского павильона, называет эти часы «опиумным видением южного побережья».

Биверс на удивление доброжелательно отзывается о королеве Виктории, хотя в 1850 году издание New Monthly Magazine возмущалось, что разрушения не были бы ужаснее, даже «если бы дворец отдали на разграбление толпе калифорнийских золотоискателей». Музейный хранитель подчеркивает, что королева спасла интерьеры павильона, когда ожидалось, что его снесут после продажи земельного участка. Избежать сноса удалось благодаря тому, что городской совет Брайтона принял смелое решение купить здание за £53 тыс.

Виктория лично вернула в павильон отдельные предметы, включая редкостные канделябры, которым не нашлось нового места. Кое-что вернули Георг V и Мария Текская, а в 1950-е и нынешняя королева. Однако решение одолжить более 120 объектов затмевает все прежние шаги. Причем в 2020 году сюда должны добавиться еще некоторые раритеты из того же Букингемского дворца.

Больше всего Биверсу нравятся самые безумные сокровища Георга. В их числе высокие фарфоровые пагоды в Музыкальном зале, которые король сделал еще выше, установив на специальные фарфоровые основания, и украсил сотнями позолоченных колокольчиков, дельфинов, собак и шпилями с драконами. «Наверное, это самый большой и качественный набор фарфоровых пагод в мире, — говорит хранитель. — Их возвращение в зал, для которого они были созданы, делает его одним из великолепнейших залов Европы».

Все эти предметы будут находиться в Королевском павильоне по меньшей мере два года, пока в восточном крыле Букингемского дворца ведутся реставрационные работы. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+