18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова

Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника

Бывают художники-визионеры, а бывают миссионеры. Наверное, Юрия Анненкова (1889–1974) следует отнести ко вторым. Он не совершал радикальных переворотов в искусстве, однако миссионером Анненков оказался — при этом не так легко определить, в чем же заключалась эта миссия. Его биография насыщена удивительными обстоятельствами. Сын сосланного народовольца, учился на юриста в Петербургском университете, уехал в Париж, где брал уроки у Феликса Валлоттона и Мориса Дени, участвовал в выставках Салона независимых. Вернувшись в Россию, работал как театральный художник, создал иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» и к «Мойдодыру» Корнея Чуковского, галерею портретов деятелей русской культуры и политических деятелей. А когда в 1924 году покинул Россию — востребованность в эмиграции, работа в опере и кинематографе, оформление первых спектаклей Эжена Ионеско, иллюстрации произведений Александра Солженицына… Возможно, миссия Анненкова состояла как раз в том, чтобы сопровождать и комментировать своими творениями весь ход ХХ века.

Наследие Юрия Анненкова велико по объему, но собрать из его работ полноценную ретроспективу затруднительно. Лишь недавно в России стали предпринимать попытки такого рода. Нынешний проект, курируемый сотрудницей Музея русского импрессионизма Анастасией Винокуровой, как и предыдущие, не претендует на исчерпывающую полноту, но получился весьма репрезентативным: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника. Зритель сможет оценить эволюцию Анненкова — и обнаружить, что она не была прямолинейной. Например, в ­1950-е он вернулся к абстракции, которой уже отдавал дань в середине 1910-х. 

Из собрания семьи Анненковых — некоторые архивные материалы и ранние работы, как «Портрет отца» (1908) и «У лампы» (1909). Центр Помпиду в Париже выдал образцы творчества эмигрантского периода. Внушителен список предоставивших работы российских институций, в их числе Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Существенно участие и частных коллекционеров: работы Анненкова давно и с успехом продаются на международных аукционах. 

Музей русского импрессионизма
Юрий Анненков. Революция за дверью
13 февраля – 23 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+