18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд

Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке

В Западном крыле Новой Третьяковки 15 февраля открывается выставка «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана». Он передал Третьяковской галерее около 50 произведений из своего обширного собрания современного искусства с 1990 года до наших дней. Его значительную часть составляют работы отечественных художников — классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, а также Авдея Тер-Оганьяна, Виктора Алимпиева, Дмитрия Врубеля, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Владислава Мамышева-Монро.

Коллекция Гельмана формировалась из запасника его галереи, основанной в 1990 году и получившей известность благодаря громким выставкам и перформансам. Среди передаваемых в дар произведений — работы группы «Синие носы», виртуальные баталии AES + F, комикс-панорама художественной сцены середины нулевых Гоши Острецова и даже инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Игра в теннис», специально для которой в Третьяковской галерее будет спроектирован отдельный зал.

Кроме того, благодаря дару Гельмана музейные фонды пополнятся произведениями украинских авторов, ставших в 1990-е активными участниками московской художественной сцены: Бориса Михайлова, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Александра Гнилицкого, Василия Цаголова и Сергея Ануфриева, члена легендарной группы «Медицинская герменевтика». Также в собрание Третьяковки войдут работы художников, представляющих новое искусство Казахстана.

На выставке в Новой Третьяковке представлены пока лишь избранные работы из коллекции Гельмана, подаренной музею. Как рассказала глава отдела новейших течений Ирина Горлова на пресс-конференции ТАСС в начале февраля, «мы не сможем в такой срок выставить все то, что нам передал Марат Гельман. Мы покажем такой дайджест, где будут представлены работы замечательных художников начиная от классиков Комара и Меламида и заканчивая потрясающими работами художников, например, из Казахстана — Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова».

Марат Гельман известен не только как галерист, но и как куратор, политтехнолог и один из авторов «пермского проекта», в рамках которого город должен был превратиться в еще одну культурную столицу России. После увольнения с поста директора местного музея современного искусства PERMM в 2013 году живет в Черногории, где руководит Dukley European Art Community, организует резиденции для художников, выставки и фестивали.

В 2003 году Гельман подарил 59 работ российских современных художников Русскому музею, а позже передал несколько работ Центру Помпиду в Париже в рамках дара, инициированного Благотворительным фондом Владимира Потанина. «Это мой долг перед художниками, благодаря которым моя жизнь стала интересной и наполненной», — объясняет свое решение даритель.

Как рассказал Марат Гельман нашей газете, для него очень важно, что сами художники, отвечая на вопрос, в каком музее они хотели бы видеть свои работы, называют Третьяковку едва ли не первой, в крайнем случае сразу после Центра Помпиду и Тейт Модерн. Он не исключает возможности передачи произведений из своего собрания в Третьяковскую галерею в будущем, поэтому предлагал даже назвать эту выставку как «Дар Марата N1».

Два года назад по инициативе директора Зельфиры Трегуловой музей запустил программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», первым шагом которой стала передача картины Эрика Булатова «Картина и зрители» Благотворительным фондом Владимира Потанина. Коллекция новейшего искусства в музее теперь постоянно пополняется. Из последних приобретений можно вспомнить коллекцию из 100 произведений молодых отечественных художников (а также денежное пожертвование) от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина — их покажут на выставке «Искусство 2010+», которая откроется 1 апреля. А работы скульптора Игоря Шелковского, переданные музею в дар коллекционерами Алиной и Дмитрием Пинскими, теперь экспонируются во внутреннем дворе Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+