18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Скетчбуки путешествуют по Америке

№80
Материал из газеты

Библиотека из 45 тысяч альбомов для зарисовок Sketchbook Project планирует перейти на некоммерческую основу и открыть филиалы по всей стране

Бруклинская библиотека искусств активно развивает инновационный проект — собирает коллекцию альбомов с набросками художников, как новичков, так и профессионалов. Проекту больше десяти лет, и организаторы решили небольшой локальный бизнес трансформировать в некоммерческую институцию, которая сможет сотрудничать с другими организациями и открывать филиалы, небольшие музеи, по всей стране.

Под эгидой проекта Sketchbook Project уже собрано более 45 тыс. альбомов, а основан он художником Стивеном Петерманом в Атланте в штате Джорджия в 2006 году. Три года спустя Петерман перебрался в Нью-Йорк и нашел для своей необычной коллекции временный дом: ее приютила Бруклинская библиотека искусств в Вильямсбурге. По его словам, на определенном этапе он и его коллеги поняли, что в итоге придут к некоммерческой модели, которая, помимо разных программ и экскурсий по коллекции альбомов, предусматривает возможность арендовать пространство для мероприятий. «Мы по-прежнему остаемся успешным малым бизнесом, приносящим пользу местному сообществу, — говорит Петерман, — но в основном у нас применяется некоммерческая модель управления. Поэтому мы и подумали: почему бы не продолжить всем этим заниматься, только изменив формат?»

В самом скором времени библиотека планирует официально стать некоммерческой организацией. Это позволит сосредоточиться на новом направлении деятельности — открытии филиалов. «Идея такая. Потенциальный организатор приходит к нам и, к примеру, говорит: „Ребята, хочу открыть арт-библиотеку в Филадельфии“, — рассказывает Петерман. — Они подают заявку, получают статус организатора, а затем мы помогаем им найти площадку, оборудовать пространство, а альбомы предоставим бесплатно — как местному сообществу».

Принять участие в Sketch­book Project может любой художник. Для этого сначала нужно выкупить чистый альбом для набросков, где найдет отражение любой эпизод из вашей жизни или любые фантазии. Разнообразие альбомов из коллекции поражает и свидетельствует о широте творческих замыслов. Например, в одном скетч­буке полностью удален корешок — он заменен полосками кожи, а страницы испещрены калейдоскопическими зарисовками. На другом альбоме висит замочек, ключ к которому спрятан в специальной прорези на обороте обложки. Автор третьего посвятил его своему отцу — он был архитектором, проектировавшим здания в Египте. Чертежи, выполненные на прозрачной пленке, наложены поверх страниц с записями.

В библиотеке альбомы каталогизируются, хранятся и оцифровываются (подборка доступна онлайн), так что любой желающий может бесплатно ознакомиться с коллекцией. По словам организаторов, это самое большое в мире собрание заполненных скетч­буков, в нем представлены художники из более чем 130 стран. А еще у библиотеки есть собственное средство передвижения — букмобиль. Он может перевезти до 800 альбомов.

«Эти скетчбуки — нечто большее, чем просто альбомы для зарисовок, — говорит Оливия Петридес, профессор Школы искусств Чикагского института, которая не расстается с карандашом и блокнотом. — Каждый раз, открывая альбом и перелистывая его, я вспоминаю, как много связано с тем или иным наброском. Вот этот я делала, сидя на мокром камне, а этот — под птичьи трели. Это способ сконцентрировать и сохранить приятные воспоминания, притом очень действенный». 

Петерман всегда интересовался социологией проекта, смыслами и воспоминаниями, стоящими за рисунками, собранными в альбомы. И все это, уверяет он, никуда не денется с введением новой модели — просто станет доступно для зрителей всей страны. «Sketchbook Project вырос из идеи, что прекрасны не произведения отдельного художника, а коллекция в целом, — говорит его основатель. — Мне кажется, целиком собрание в эстетическом плане действует на зрителя мощнее». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+