Название выставки «Троя. Миф и реальность» в Британском музее акцентирует внимание на главном вопросе о легендарном городе древности, на который нет однозначного ответа и сегодня: где грань между мифами о Трое и археологическими артефактами, обнаруженными в XIX веке при раскопках на холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции?
Основным источником информации о Трое и Троянской войне и сегодня остаются литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Еврипида, Софокла и Эсхила, эпическая поэма «Энеида» Вергилия.
Вновь вернувшись к этой теме, кураторы выставки Эндрю Шепленд и Лесли Фиттон собрали более 300 экспонатов: античную вазопись, скульптуру, мозаику, саркофаги и другие редкие предметы с изображением Троянской войны и ее героев из Музея искусства и археологии Ашмола в Оксфорде, Датского национального музея в Копенгагене и музеев Берлина.
Экспозиция разведена по трем темам. Первая сфокусирована на древнегреческих и древнеримских мифах о Трое, и здесь собрана в основном чернофигурная и краснофигурная вазопись, дополненная другими редкими экспонатами, как римская серебряная чаша I века н.э. со сценой из «Илиады», где царь Трои Приам умоляет Ахилла вернуть тело его убитого сына Гектора, или одна из сохранившихся рукописей поэмы Гомера, датируемая XI веком. Второй раздел посвящен собственно «правде» о Трое, то есть археологическим раскопкам, начатым в 1870-е годы на холме Гиссарлык археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Результаты его раскопок стали сенсацией, ведь до этого мало кто верил в то, что Троя существовала на самом деле. Более 8 тыс. найденных там предметов, включающих золотые кольца и две диадемы, Шлиман назвал кладом Приама.
В 1877 году он привез свои сокровища в Лондон и показал в Музее Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта), а затем передал Этнографическому музею в Берлине, ныне Музею доисторического периода и ранней истории. Оттуда приехало около 100 предметов из шлимановской коллекции.
Сегодня же известно, что находки Шлимана относятся к более древнему периоду, чем время Троянской войны, описанной Гомером, но кураторы решили не включать в экспозицию артефакты из раскопок последующих, более поздних слоев.
«Хотя большинство археологов сегодня сходятся во мнении, что Гиссарлык и есть то место, где находилась древняя Троя, вопрос о том, действительно ли там найдены свидетельства Троянской войны, остается дискуссионным, — говорят они. — Проблема в том, что археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами».
О том же, что мифы и после Гомера продолжали и продолжают волновать воображение, — последний раздел выставки. Из самого запоминающегося здесь — «Суд Париса» Лукаса Кранаха Старшего, отреставрированная скульптура Филиппо Альбачини «Раненый Ахилл» (1825), монументальная фоторабота перформансистки и феминистки Элинор Антин «Суд Париса (в подражание Рубенсу)» (2007), эффектная световая инсталляция Спенсера Финча «Щит Ахилла» (2013).
Британский музей
Троя. Миф и реальность
До 8 марта