18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров

№80
Материал из газеты

Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников

Ткачихе Хелене Лурманс  всегда было интересно, почему художники работают с холстами простого плетения. Но однажды реставратор живописи из мадридского Музея Прадо, приехавший в мастерскую Лурманс в Одемире на юге Португалии, рассказал ей, что некоторые старые мастера, в том числе Эль Греко, писали на сложно сотканных холстах. Лурманс решила найти, реконструировать, задокументировать и самостоятельно выткать эти типы переплетения в лаборатории Lab O, которую она основала при своей мастерской.

«Для меня это своего рода детектив», — говорит она. В результате поисков ей удалось обнаружить в испанском учебнике 1970-х годов изображение схемы холста, на котором написана картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586). «Когда я увидела этот узор, у меня екнуло сердце», — рассказывает ткачиха. Теперь она могла выткать этот узор самостоятельно.

Впоследствии Лурманс соткала переплетения, использованные в холстах у Веласкеса, Караваджо и Тициана. Сначала она анализирует рентгеновские снимки картины и вручную зарисовывает переплетение. Затем использует программу Weavelt для разработки схемы и создает холст на подсоединенном к компьютеру ручном ткацком станке. В конце 2019 года Лурманс представила свою работу на конгрессе Международного центра по исследованиям старинного текстиля (CIETA) в германском Крефельде и на симпозиуме «Реставрация холста» в Йельском университете, произведя большое впечатление на экспертов. В частности, она изучила произведения искусства, находящиеся в коллекции Художественной галереи Йельского университета, и реконструировала переплетение нитей холста, на котором написано «Обучение Девы Марии» (около 1617–1618) Диего Веласкеса.

«Первоочередная задача — зафиксировать все эти знания и сохранить их», — говорит Лурманс. Она хочет создать соответствующую базу данных и надеется, что исследователи и реставраторы начнут фиксировать особенности плетения холстов, с которыми работают, и будут связываться с ней в интересных случаях. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+