18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал

Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые

На днях «Известия» опубликовали материал «Намалевать Малевича: аферу в Бельгии раскрыли российские сыщики». Автор статьи пишет, что «за разоблачением арт-дилера стоят российские полицейские, которые уже больше 15 лет имеют к нему длинный список вопросов». А затем перечисляет ряд участников этого громкого скандала, обозначая имена буквами.

Некий «П», по словам источника в полиции, являлся посредником. Он познакомился с Топоровским, и тот предложил «П» находить и доставлять ему картины, написанные в стиле Гончаровой, Кандинского, Малевича, Шагала и других. Что «П» и делал с 2010 по 2017 год. Часть работ была куплена у петербургского арт-дилера «Х», другая была изготовлена неким «талантливым художником из Северной столицы — он иностранец, получивший российское гражданство ввиду своих выдающихся способностей в живописи», его имя обозначено буквой «Т». В статье сообщается, что полицейские задержали «П», его партнера-галериста «Х» и еще одного участника — господина «З». И случилось это еще летом 2018 года в Петербурге, когда в багажнике Mercedes-Benz E200, стоявшего у дома № 207 по набережной Обводного канала, была обнаружена объемная композиция бело-красного цвета, на бирках которой значилось: «К. Малевич 1929. Красный архитектон».

Из всех перечисленных в статье букв одна, по всей видимости, уже известна. Не исключен вариант, что таинственный господин «З» — это владелец машины, 48-летний Антон Зиновьев, бизнесмен из Москвы, чье имя мелькало в прессе летом 2018 года. Во время допроса после обыска его автомобиля Зиновьев пояснил, что композиция предназначалась в подарок жителю Брюсселя, а владелец предмета ранее приобрел его у «безработного из Петербурга».

Еще одно таинственное лицо из статьи в «Известиях» — некий бизнесмен, пострадавший от действий Топоровского и компании. Как пишет автор, «заявление о привлечении Топоровского к уголовной ответственности написал лишь один пострадавший». Его имя не обозначили никакой буквой, но у The Art Newspaper Russia есть некоторая информация о людях, заплативших Топоровскому за работы, оказавшиеся подделками.

Среди них — Александр Гордон, российский гражданин, бизнесмен, уехавший из страны в середине 2000-х и недавно ушедший из жизни. Еще летом 2018 года он рассказывал нам, что в 2005 году заплатил Топоровскому более $1,5 млн за полтора десятка картин, но уже через год у него появились сомнения в подлинности приобретений. Чтобы развеять их или подтвердить, он заказал экспертизу, вывод которой был однозначен: фальшивки.

Александр Гордон сообщил, что после этого обратился к Топоровскому с просьбой вернуть деньги. «Он предложил: „Отдай мне работы. Я их продам и верну тебе деньги“, — говорил Гордон. — Но я отказался. Сказал, что не хочу участвовать в торговле „фальшаками“ и пусть он мне просто вернет деньги. Он прямо не отказался, но скоро исчез из поля зрения. Как я узнал позже, он с семьей переехал в Европу».

На вопрос, почему до покупки картин у Топоровского он не попытался проверить их подлинность и происхождение, Александр Гордон ответил, что не был тогда опытным коллекционером. «И все картины имели сертификаты подлинности Третьяковской галереи! — объяснил бизнесмен. — В частности, подписанные искусствоведом Марией Валяевой (с 2006 года государственные музеи не выдают заключения частным лицам, Мария Валяева уже много лет не работает в Третьяковке. — TANR). Я тогда не знал, что для некоторых искусствоведов это настоящий бизнес — составление заключений на фальшивки. К тому же с ним меня познакомил мой давний друг Михаил Островский, у которого Топоровский тогда работал».

Михаил Островский в 2005 году являлся замначальника управления внутренней политики Администрации президента РФ. Сейчас он занимает пост президента Ассоциации образовательных учреждений потребительской кооперации. Он рассказал нам, что с Топоровским его в 2005 году познакомил Михаил Швыдкой, тогдашний министр культуры. «Мне нужен был специалист по внутренней и внешней политике, — пояснил Михаил Островский. — Я встретился с Топоровским, поговорил. Он меня заинтересовал: у него аналитический склад ума, знание языков, владение пером. И я его привлек к работе как внештатного сотрудника. Поэтому говорить, что он работал в Администрации президента, некорректно».

Однажды Островский побывал у него дома, увидел коллекцию. Своего друга Гордона он решил познакомить с таким увлеченным человеком и даже присутствовал при продаже картин.

По словам Островского, Топоровский рассказывал, что картины попали к нему через друзей, а также родственников жены, что эти работы когда-то покинули Россию в багаже эмигрантов «как ненужный хлам», но теперь их снова прислали сюда, и именно ему, потому что он специалист, может их атрибутировать и «ввести в культурный оборот».

Михаил Швыдкой, в 2005 году возглавлявший Федеральное агентство по культуре и кинематографии, тоже рассказал The Art Newspaper Russia о своем знакомстве с господином Топоровским. «Меня попросил с ним встретиться человек из окружения Михаила Лесина (тогда советника президента РФ. — TANR), — пояснил Михаил Ефимович. — Топоровский был образованным, хорошо излагал мысли на бумаге, и я решил: пусть он какое-то время поработает советником. Меня, правда, несколько настораживал его послужной список, и мы решили заключить с ним срочный договор на три месяца, который потом продлили на такой же срок. Вообще, он очень хотел быть заместителем директора или даже директором Третьяковки, о чем постоянно говорил. И это вызывало некоторую оторопь. Был очень убедительным рассказчиком, а потом выяснилось, что он, мягко говоря, не всегда был корректен в высказываниях. Так что меньше чем через полгода мы расстались».

Когда в начале 2018 года разразился скандал в связи с выставкой сомнительных работ в Генте, Александр Гордон решил, что теперь ему удастся разыскать Топоровского и доказать, что тогда, в России, тот продал ему подделки. Как сообщил Никита Семенов, судебный юрист, специалист по делам с предметами искусства, Гордон связался с ним весной 2018 года и изложил свою историю. Семенов посоветовал ему отдать сомнительные картины на химико-технологическую экспертизу. По заказу владельца экспертизу полотна «На летней веранде», приписываемого Константину Коровину, выполнили специалисты Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.Третьякова. Экспертное заключение за номером ОЖ11771 подписала известный российский эксперт Светлана Писарева. Ее мнение однозначно: «Картина имеет характерные признаки подделки — использование мелового грунта с добавками цветных пигментов, имитация потертости красочного слоя, а также фальсификация запыленного оборота холста». Обоснованные сомнения вызвало у специалистов и наличие пигментов, которые, по данным экспертов, Коровин никогда не использовал в своих картинах.

В 2018 году Александр Гордон так и не подал жалобу в правоохранительные органы или судебный иск в отношении Игоря Топоровского. В телефонном разговоре он несколько раз повторял, что опасается связываться с ним, считая, что у того есть могущественные покровители. В декабре 2019 года, когда Игорь и Ольга Топоровские были арестованы, он наконец решился обнародовать свои претензии к ним. Но судьба распорядилась иначе: немолодой бизнесмен неожиданно заболел и вскоре скончался, не успев подать иск. В распоряжении газеты имеются фотокопии некоторых из приобретенных им у Топоровского работ, написанный от руки договор между продавцом и покупателем. Согласно этому документу, в начале декабря 2005 года бизнесмен заплатил дилеру $1,555 млн за 15 работ, в числе которых названы картины Клюна, Коровина, Машкова, Сарьяна, Степановой, Филонова, Экстер и других художников. Сейчас все эти документы находятся в распоряжении наследников бизнесмена и его официальных представителей. Пока неизвестно, продолжат ли они дело, начатое Александром Гордоном.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+