18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»

№80
Материал из газеты

Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом

Справка

БИОГРАФИЯ

Михаил Суслов
Галерист, собиратель русского искусства конца XVIII – начала ХХ века

Дата и место рождения 1966, Ленин­град 
Образование Санкт-Пе­тер­бург­­ская государствен­ная кон­сер­ватория им. Н.А.Римского-Корса­кова
С 1990-х занимается антиквариатом; в 2004-м основал фирму «Петер­бургский антиквар»
2015 организовал первый профессиональ­ный интернет-аукцион искусства «Артлот 24»
2016 создал Научно-исследовательский независимый центр экспертиз им. А.Бенуа

Еще…

Начнем с новостей. В марте вы открываете новую галерею в Гостином Дворе. Зачем вам в Москву, ведь на протяжении многих лет вы занимаете лидирующие позиции на петербургском антикварном рынке? 

Я считаю это необходимым шагом для развития бизнеса. Очень важно адаптироваться к ситуации, постоянно придумывать что-то новое. Когда-то у меня было три галереи в Петербурге, каждая имела свою специализацию: западноевропейская или русская живопись, декоративно-прикладное искусство. Три года назад я объединил их в одну (правда, расширив ее в два раза), и теперь в «Трианоне» представлено самое лучшее из всех направлений. А вместо двух галерей запустил профессиональный онлайн-аукцион «Артлот 24». Сейчас мне кажется, что нужно быть ближе к своим клиентам, а основные покупатели — в Москве.

Почему именно в Гостином Дворе?

Я уже некоторое время рассматривал варианты открытия галереи в Москве, когда Василий Бычков предложил мне присоединиться к арт-кварталу, который, благодаря его усилиям, постепенно формируется в Гостином Дворе. Прежде всего, это очень удачное расположение: вход с Ильинки, самый центр города, историческое здание и поддержка Департамента культуры Москвы по развитию этого кластера.

Будет ли у вашей московской галереи какая-то специализация?

Само название — «Старинные подарки» — уже определяет формат, который мне кажется сейчас наиболее востребованным и коммерчески успешным. Будут представлены и живопись, русская и западноевропейская, и предметы декоративно-прикладного искусства, от недорогих до верхнего ценового сегмента. Конечно, мы делаем акцент на том, что традиционно воспринимается как хороший подарок: тематическая живопись, старинные гравюры и литографии, кабинетная бронза, антикварные книги, у нас огромная коллекция старинных часов. Главное, тут будут представлены предметы в «готовом виде»: обязательно прошедшие атрибуцию, со всеми необходимыми экспертизами и в отреставрированном либо идеально аутентичном состоянии. В отличие от современных вещей, наши «старинные подарки» все уникальны. 

В конце прошлого года вы принимали участие в Российском антикварном салоне, который впервые прошел на новом месте, в Гостином Дворе. Какие у вас впечатления?

Хорошие. Например, на превью для коллекционеров накануне открытия было очень много людей — не зевак, а именно заинтересованных, тех, кто присматривался к работам и спрашивал цены. Пришли старые клиенты, но много и новых лиц. Я могу сказать — и по итогам последнего антикварного салона в Москве, и по своей повседневной работе, — что интерес сохраняется. Люди, которые увлекались искусством, покупали что-то, обставляли дома, — они и сейчас приходят время от времени и покупают, несмотря на все кризисы и прочее. Был момент, года три-четыре назад, когда русское академическое искусство здорово просело, казалось, что спроса на него больше нет. Однако в последние два года ситуация стала выравниваться, дела пошли в гору. Это подтверждают и результаты последних русских торгов в Лондоне, где были проданы все топ-лоты, некоторые со значительным превышением эстимейта. И это касается не только живописи начала ХХ века и русского авангарда, но и русской академической школы, которая показала стабильно хорошие результаты.

Можно ли говорить, что вкусы коллекционеров изменились на фоне кризиса? 

Я думаю, что это больше связано с модой. Кто-то от русской классики ушел в искусство начала ХХ века (мирискусники, «Бубновый валет»). Там спрос очень большой, есть покупатели. Зато русская портретная живопись XVIII века, наоборот, сейчас не в моде, хотя увлеченные люди остаются. Что касается русского академического искусства, то оно продается, но по новым ценам. То есть интерес есть ко всему, но прежних цен уже нет и не будет в ближайшей перспективе.

Что бы вы посоветовали тем, кто как раз начинает собирать или просто приобретать русское искусство?

Я всем своим клиентам говорю, что не стоит покупать, исходя только из каких-то финансовых показателей, потому что, в отличие от акций, слитков золота и всего остального, это предметы, которые украшают вашу жизнь и дарят радостные ощущения. В искусство нельзя просто инвестировать — вы же живете с ним! Но в то же время в любой момент можете это продать, как любой инструмент инвестирования. Я люблю приводить в пример работы Ивана Айвазовского: они — как золотой червонец. Это тот автор, которого вы всегда сможете продать, всегда получить живые деньги. Это вообще касается первых имен и того, что мы называем вечными ценностями: импрессионисты, русский авангард (но тут уже проблема в том, что его практически нет на рынке, зато много подделок). Специфика старого искусства, в отличие от современного, в том, что на рынке антиквариата нет больших подъемов и резких падений, как в современном искусстве, рынок антиквариата замедляется и стагнирует, но никогда не падает.

Если уж вы заговорили об инвестиционной составляющей, то что, по вашему мнению, сегодня происходит с ценами на русское искусство? 

Сейчас очень хорошее время для коллекционеров, собирателей искусства и инвесторов. На рынке есть много предложений, при этом цены практически в два-три раза снижены по сравнению с тем временем, когда русское искусство было на пике. К тому же с продавцами стало легче договариваться. Например, я продаю ампирную мебель по тем ценам, по которым покупал 20 лет назад. Меняются вкусы, меняются предпочтения.

Несколько лет назад вы запустили онлайн-платформу «Артлот 24». Расскажите, как идут дела там.

Это профессиональный онлайн-аукцион, который несет ответственность за все предметы, что продаются на сайте. Там представлены живопись, графика, мебель, фарфор и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Есть совершенно замечательные вещи, при этом цены намного ниже галерейных. Это вообще более демократичный формат. 

Мне бы хотелось, чтобы он развивался более динамично. Но для этого, думаю, нужно перевести его в Москву. Хотя это онлайн-аукцион и за лоты торгуются по интернету, важно местоположение склада. Большинство покупателей предпочитают по старинке смотреть вещи в выставочном зале. 

Вы упомянули демократичные цены. А какова «точка входа» для участия в торгах на «Артлот 24»?

Цены действительно приятно удивят. Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то начиная с 5–10 тыс. руб., если о старинной мебели — как об отдельных предметах, так и комплектах, в хорошем состоянии и в отреставрированном виде, — то там цены начинаются с 10–15 тыс. руб. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+