18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским

Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов

Тринадцать глав крупнейших российских музеев, в том числе Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), Марина Лошак (ГМИИ им. А.С.Пушкина), Зельфира Трегулова (Государственная Третьяковская галерея), Александр Седов (Музей Востока), направили письма президенту Владимиру Путину и министру культуры Ольге Любимовой, в которых просят «провести комплексную оценку ситуации», сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и «оказать содействие в ее разрешении». В письме идет речь о «некоторых общественных объединениях, имеющих отношение к данной тематике». Издание РБК считает, что речь идет, в частности, о Международном центре Рерихов и Национальном рериховском комитете, связанных с учением Живой Этики, которые начали активно вмешиваться в деятельность государственного музея, что вызвало беспокойство Союза музеев России.

Как рассказал нашему изданию Александр Седов, директор Музея Востока (филиалом которого является Музей Рерихов), в последние несколько месяцев «стало совершенно невозможно работать» из-за представителей общественных организаций. Напомним, что Международный центр Рерихов (МЦР), имеющий статус общественной организации, в настоящее время находится под судом по заявлению Федеральной налоговой службы о признании его банкротом. Учение Живой Этики попало под определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» Архиерейского собора еще в 1994 году. 

Однако в конце прошлого года МЦР активизировал свою критику государственного Музея Рерихов (куда по решению суда было передано наследие Советского фонда Рерихов, в постсоветскую эпоху оказавшееся во владении МЦР, и таким образом пополнилась уже существовавшая в музее коллекция Рерихов). Постоянная экспозиция Музея Рерихов открылась на ВДНХ весной 2019 года. 

Как рассказал нам Седов, «ситуация выходит за разумные рамки: совершенно посторонние люди, не являющиеся работниками ни музея, ни Министерства культуры, ни даже искусствоведами, приходят в Музей Рерихов и начинают указывать, как мы должны развешивать картины или переделать концепцию экспозиции, поскольку она не соответствует их мнению о личности Николая и Елены Рерихов». (Чтобы дать представление о том, как МЦР воспринимает личности этих деятелей культуры, приведем цитату с официального сайта организации: «Эксперимент проводили Космические Иерархи, Учителя, стоящие на высокой ступени космической эволюции. Елена Ивановна Рерих была их ближайшим сотрудником на планете. Итогом эксперимента явилась трансформация энергетики Елены Ивановны и согласование ее вибраций с высоким Космическим ритмом».) 

В ноябре 2019 года общественники обратились в Генеральную прокуратуру РФ относительно условий, в которых живопись Николая и Святослава Рерихов выставляется на ВДНХ. Генпрокуратура начала проверку, а музейщики и Минкультуры РФ продемонстрировали заинтересованным лицам условия хранения. 

Тем не менее возникла идея о том, что Музей Рерихов необходимо перевезти с ВДНХ обратно в исторический центр Москвы. На недавней встрече министра культуры Ольги Любимовой с главой комитета по культуре Госдумы РФ Еленой Ямпольской обсуждалась возможность возвращения коллекции в усадьбу Лопухиных, принадлежавшую МЦР ранее, затем переданную Музею Востока, а ныне оказавшуюся в ведении ГМИИ им. А.С.Пушкина. РБК приводит слова министра культуры Ольги Любимовой о том, что министерство предложило «рериховской общественности» семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но они отказались от всех предложенных вариантов. 

Также Любимова не исключила вероятность того, что коллекция вернется в усадьбу Лопухиных. В настоящий момент, однако, памятник находится в тяжелом состоянии из-за самовольно выкопанного МЦР подвала и других ошибок пользования. ГМИИ готовит проект реставрации особняка, рассчитанный на три-четыре года, идет стадия проектирования. 

МЦР, однако, решительно отказывается от других зданий, требуя то, где эта организация работала четверть века, прежде чем ее могущественный покровитель Борис Булочник, экс-председатель правления «Мастер-банка», был объявлен в международный розыск и сбежал из России, оставив их без финансирования. 

Михаил Пиотровский как глава Союза музеев России создал специальную комиссию «по стратегии сохранения рериховского наследия и ее конкретного музейного воплощения». В комиссию вошли директора и главные хранители российских музеев, а также реставраторы. Седов уточнил, что сложившуюся ситуацию комиссия намерена обсудить 26 февраля. 

Как сказала нам директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, «обратившись к руководству страны с письмом по поводу сложившейся ситуации, его авторы прежде всего обеспокоены вмешательством далеких от музейных профессий людей в специальные аспекты нашей работы, включая и те вопросы, которые находятся в ведении министерства».

Статья изменена 25 февраля. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+