18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Страсть и смерть: любимые надоедливые модели

№80
Материал из газеты

Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию

Петербургский денди и парижский «богемьен», дотошный портретист и насмешливый эротоман, мирискусник и друг «Северного Гафиза», эстетского кружка в «Башне» у Вячеслава Иванова, — таковы лишь некоторые маски Константина Сомова (1869–1939). Он был мастером стилизации и построил в своих работах своеобразную проекцию: эстетика французского искусства конца «старого режима» оказалась злободневной в канун и дни русской революции. Злободневным остается художник и в наше время. В ушедшем году он приобрел несколько даже скандальную известность. Публикатор дневников Сомова Павел Голубев судится с Русским музеем, защищая честь и достоинство; Одесский облсовет увольняет директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда одновременно с открытием там выставки Сомова.

Тем временем вышла еще и небольшая монография Голубева «Константин Сомов: дама, снимающая маску». Автор формулирует свою цель как попытку рассказать о «фигурах умолчания» в литературе об этом художнике — о сексуальных и потусторонних мотивах в его творчестве. Литературное наследие Сомова не дает усомниться в важности этих мотивов. Да и публикатор соответствующим образом интерпретирует портреты Мифа Лукьянова и Бориса Снежковского, изображения арлекинов, иллюстрации, картину «Чародейство».

Сомовские предпочтения подмечали и проницательные современники. Михаил Кузмин писал о сочетании мертвенной игры и автоматического эротизма, о плотской молодости и тлетворных знаках на картинах художника. Современникам танцев мертвецов в поэзии символистов и «театра марионеток» Гордона Крэга сомовские работы тоже казались сонатами призраков, оживающих под рукой мастера. Мертвец, кукла не являются мужчиной или женщиной. Нередко модели Сомова имеют черты двуполой натуры, подобно актерам карнавалов — парижским весельчакам или венецианским безумцам. А посредником между страстью и смертью художник часто делал сновидение.

Под общей обложкой с монографией Голубев опубликовал письма одной из сомовских моделей. Увы, знаменитая «дама в голубом», Елизавета Мартынова (1868–1904), оказалась моделью не страсти, но смерти. Была она дочерью доктора медицины и статского советника, училась живописи в академии в одно время с Сомовым. Судя по письмам, туберкулез дыхательных путей стал развиваться у нее с весны 1897 года. Начались скитания по курортам и санаториям: Франция, Италия, Германия, Финляндия, — впрыскивания мышьяка и кормление пирамидоном. 

Периоды ремиссий становились все короче, а недомогание усиливалось. «Мама возится со мной, право, как с экзотической обезьяной или каким другим нежным созданием… Мне можно все, и я ничего не могу» (октябрь 1904 года).

Письма Мартыновой воссоздают образ возбужденной болезненной женщины, памятной читателям классики: рассказов Антона Чехова, дневников Марии Башкирцевой, романов Ги де Мопассана и Томаса Манна. Одним из последних воплощений этого типажа стала героиня «Санатория Арктур» Константина Федина. Но еще письма ценны сведениями о повседневности студентов Академии художеств и атмосферой начала царствования последнего из Романовых.

А вслед за монографией вышел и очередной — третий — том сомовских дневников. В нем опубликованы поденные записи 1926–1927 годов. Художник работает и богемно развлекается во Франции, деля время между Парижем и фермой в Гранвилье, где проживает со своими спутниками Мифом Лукьяновым и Михаилом Кралиным. Несуетный ритм сельской жизни приятно дополнял парижскую светскую и эротическую суету. «Опять чудесный день и совсем теплый. Написал несколько слов Walpole’ю. Пришло откр. письмо от Анюты. Читал мелкие рассказы и стихи Бунина из книжки „Митина любовь“, русскую газету. После обеда вскоре пошел гулять в Lucivel и там в парке, в конце его, долго сидел на скамейке, вдыхая запах осеннего леса». Сомов пишет заказные портреты знакомых русских дам, приступает к иллюстрациям к «Манон Леско», исполняет частные эротические заказы — и по-прежнему критично относится к своему творчеству: «Не кисть и краски меня слушаются, а они меня водят как попало». 

В октябре 1926 года неожиданно умер некогда интимный друг Сомова поэт Петр Потемкин — еще один случай встречи страсти и смерти в биографии художника. Два этих мотива годами и без устали питали сомовскую музу. «Вдруг пришла пикантная тема: ночью павильон (склеп) розовый, как в Мартышкине при Анне Иоанновне. Из склепа вышел скелет, разодетый в парчу, полусгнившую, в черном парике и треуголке, опертый о трость. Рядом с ним скелет-дама в кривляющейся танцевальной позе. Освещение… как бы рамповым светом из вблизи находящихся надгробных плит. В темных дверях виден в ракурсе один из гробов. На первом плане — почти силуэтом — две девушки и монах, и, может быть, собака с поджатым хвостом, в ужасе бегут».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+