18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна

№80
Материал из газеты

Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города

Рига в сознании отечественного путешественника, выросшего на советских фильмах, — это прежде всего город, традиционно исполнявший роль европейской натуры. И Блуменштрассе швейцарского Берна в «Семнадцати мгновениях весны», и лондонскую Бейкер-стрит в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали на одной и той же улице Яуниела в Старом городе (по-латышски «Вецрига»). Действительно, исторический центр Риги с выложенными брусчаткой узенькими улочками, величественным Домским собором и другими старинными зданиями представляется типичным европейским городом, сохранившим средневековый облик. Это вполне закономерно: вскоре после основания в 1201 году Рига становится преуспевающим участником Ганзы, немецкого союза торговых городов.

В XVIII веке начинается русская страница рижской истории, а во второй половине XIX века город, тогда центр Лифляндской губернии в составе Российской империи, переживает новый расцвет, связанный с индустриальной революцией. Рост благосостояния на рубеже XIX–ХХ веков сопровождался увеличением численности населения, а значит, активной застройкой, вышедшей далеко за пределы Старого города. Целые районы начали застраивать в новом архитектурном стиле, известном в России как модерн, в Германии как югендстиль, во Франции — ар-нуво, а в Австрии — сецессион. Рига считается городом с наибольшей концентрацией модерна. В этом стиле здесь построено примерно каждое третье здание.

Архитектуру модерна следует искать прежде всего в той части, которую рижане называют «тихим центром» или «посольским районом». Он расположен всего в десяти минутах ходьбы от Вецриги. К слову, и в Старом городе найдется немало интересных зданий в стиле модерн. Прогулявшись по той самой улице Яуниела, запечатленной в советском кино, а также по улицам Калею и особенно Смилшу, а также на самой Домской площади вы найдете немало творений Пауля Мандельштама, Константина Пекшенса и других местных архитекторов модерна.

Из особенностей рижского модерна, сближающих его с петербургским и вообще североевропейским вариантом стиля, можно отметить лаконичное и даже скудное оформление внутренних помещений и в особенности задних дворов при внешней декоративности — насыщенности и порой избыточности деталей на фасаде. 

Однако если все же вый­ти из Вецриги и пройти до памятника Свободы, установленного в 1935 году (сам монумент — прекрасный образец стиля ар-деко), и чуть дальше по бульвару Бривибас, а затем свернуть на бульвар Калпака, то тут стоит задержаться у здания Академии художеств, построенного по проекту Вильгельма Бокслафа в 1902–1905 годах в модном тогда стиле кирпичной готики. Войдя внутрь (на втором этаже обычно развернута выставка-продажа работ студентов), можно полюбоваться роскошными витражами на лестнице.

Затем, свернув с бульвара направо и постепенно углубляясь внутрь квартала по улицам Антонияс, Элизабетес или Стрелниеку, вы попадете в самое сердце рижского модерна. Здесь расположена улица Альберта, которую так полюбили рижские миллионеры рубежа XIX–ХХ веков. Дома для них строил, пожалуй, самый знаменитый и самый скандальный рижский архитектор той эпохи Михаил Эйзенштейн, отец советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Строго говоря, Эйзенштейн архитектором не был. По образованию он гражданский инженер, по роду занятий — преуспевающий государственный служащий, а архитектура была, скорее, его хобби, которому он отдал более десяти лет, с 1897 по 1911 год. Практически все здания (преимущественно доходные дома), построенные по его проектам, располагаются на участке, выкупленном его другом, богатым рижским юристом Андреем Лебединским. 

Поражает небывалое даже для модерна обилие декоративных элементов на фасадах здешних зданий (улица Альберта, 2а, 2, 4, 6, 8, и улица Элизабетес, 33 и 10б): маскароны, невиданные в природе животные, атланты и кариатиды, растительные орнаменты, шпили, кружевные балконы и балюстрады, барельефы… Воплощенные в камне и гипсе вода и пламень буквально сталкиваются и вступают в схватку на фасадах его зданий. Стиль Эйзенштейна ругали современники, да и от историков архитектуры ему впоследствии досталось, но именно его творения считаются визитной карточкой рижского модерна. 

Однако ограничивать описание рижского модерна лишь постройками Эйзенштейна было бы несправедливо. Наряду с таким предельно декоративным вариантом можно выделить, например, более рациональный «вертикальный» стиль, а также «национально-романтический». Наиболее удачные попытки синтезировать модерн с латышским эпосом демонстрируют постройки Эйжена Лаубе. Его ранняя работа — доходный дом на улице Альберта, 11 (1908), уже содержит основные характеристики стиля: увлечение природными материалами, использование этнографических элементов декора. Архитектурный облик Риге в итоге придал именно Лаубе, который позже, во времена Первой Латвийской Республики, был практически правительственным архитектором. Почти массовую застройку города зданиями в его узнаваемом стиле можно увидеть, например, прогулявшись по улице Бривибас и вообще по основным магистралям Риги. 

Еще один представитель национально-романтического направления — Константин Пекшенс. В доме 12 по улице Альберта, построенном архитектором для себя и своей семьи в 1903 году (в проектировании также участвовал Лаубе), находится музей «Центр рижского югендстиля». Угловая башня здания (один из характерных для Пекшенса элементов) служит одной из доминант этого насыщенного модерном квартала, а главное украшение дома — спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. Посещение музея обычно служит завершающим аккордом экскурсионного маршрута по памятникам рижского модерна.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+