18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии

Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия

Обмен семи произведений Николая Рериха, находящихся в Сербии, на страницу из древнейшего кириллического памятника сербской письменности — Мирославова Евангелия (около 1180), оказавшегося в России, вышел на финишную прямую. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра культуры РФ Ольгу Ярилову. Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута в январе 2019 года во время визита в Сербию президента РФ Владимира Путина.

Рукопись, хранящаяся в Национальном музее Сербии в Белграде, считается национальным сокровищем и включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира». В 1840-х годах русский архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил Мирославово Евангелие в афонском монастыре и ввел его в научный оборот. Кроме того, он увез одну страницу из него в Россию как образец своей находки. С 1886 года эта страница хранится в петербургской Российской национальной библиотеке. Сербия долгие десятилетия обращалась с просьбами к российским властям о возвращении страницы и наконец добилась желаемого.

В свою очередь, Россия получает взамен собственные утраченные культурные ценности — что, кстати, вызывает критику в Сербии. Например, журнал Vreme пишет, что «Сербия имеет право требовать страницу от России без какой-либо компенсации с нашей стороны». Речь идет о семи произведениях Николая Рериха. В 1932 году он сам отправил их в Сербию, однако не смог увезти обратно. В 1933-м они по решению местного министра образования были переданы в Национальный музей в Белграде.

Как стало известно нашему изданию, распространяемая СМИ информация о том, что российская сторона не знала о местонахождении работ, ошибочна. Елена Дергенц, куратор коллекции зарубежного искусства Национального музея, в беседе с Vreme рассказала, что после Второй мировой войны они были частью так называемой русской комнаты в рамках постоянной экспозиции музея. О том, что картины в Югославии, у нас в стране знали еще во времена Советского Союза. Сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения, который пользовался большим уважением у дипломатов СССР, поднял эту тему еще в 1950-х годах. Он очень просил вернуть «застрявшие» работы отца из Белграда, намереваясь подарить их Советскому Союзу, и из уважения к его памяти российские дипломаты работали над этим вопросом в течение последних лет.

Семь произведений Николая Рериха, о которых идет речь, относятся к раннему, «древнерусскому» периоду — это картины «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), а также «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921).

Куда именно поступят возвращенные в Россию работы Рериха, неизвестно. В 2019 году сообщалось, что они предназначены для филиала Музея Востока — Музея Рерихов, ситуация с которым сейчас требует вмешательства на самом высоком уровне.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+