Когда в начале 2000-х в нью-йоркской галерее Sean Kelly коллекционерам Аарону и Барбаре Левин попалась на глаза зеленая коробка из искусственной кожи, они и не подозревали, что ее покупка станет первым шагом к созданию коллекции. Автором коробки был Марсель Дюшан, назвавший ее La boîte-en-valise — «Коробка в чемодане» (1935–1941/1969), в ней хранится собрание сделанных вручную миниатюрных копий 68 его собственных работ. Со временем к коробке прибавилось еще почти 40 произведений Дюшана разного времени: рисунков, реди-мейдов и других работ, которые в 2018 году супруги Левин передали в дар Музею Хиршхорна. По мнению куратора музея Эвелин Ханкинс, они «собрали одну из лучших коллекций Дюшана». В этом году музей решил отметить ее 18-летие выставкой, посвященной жизни и творчеству французского художника.
Выставка устроена как своего рода путеводитель по карьере Дюшана, начиная с раннего рисунка 1908 года, изображающего его сестру, и заканчивая работами 1960-х. В число экспонатов вошли знаменитые реди-мейды «Вешалка для шляп» (1917–1964), «Расческа» (1916–1964) и «Почему бы не чихнуть?» (1921–1964), а также две версии усатой «Джоконды» — L.H.O.O.Q. Также представлен ряд работ, которые Дюшан создал вместе с Ман Рэем, включая «Порождение пыли» (1920) и «Анемическое кино» (1926).
Не забыты и шахматы, которыми так увлекался Дюшан. В экспозицию включены известная фотография Джулиана Вассера, на которой художник играет в шахматы с обнаженной моделью Евой Бабиц, и даже две шахматные доски, если посетителям вдруг захочется самим разыграть партию. Из других фотопортретов Дюшана здесь снимки Анри Картье-Брессона и Дианы Арбус, тоже классиков.
Музей Хиршхорна
Марсель Дюшан. Коллекция Барбары и Аарона Левин
До 15 октября