18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Выставка, посвященная раме в искусстве в Третьяковской галерее, Виноградов с Дубосарским с картинами о Москве, возвращенный из небытия один из учеников Павла Филонова в Музее истории Петербурга.

Выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалог», открывшаяся в Третьяковской галерее, посвящена раме в русском искусстве XIV–XX веков. Тема неожиданная, но на самом деле не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Ведь художник или коллекционер подбирает раму к картине не просто как украшение, но и как завершение живописной композиции или даже продолжение диалога с ней. Достаточно только увидеть редкой красоты оклады и киоты икон, оправы фирмы Фаберже, чтобы понять, как много она может рассказать о художнике и вкусах своей эпохи. Многие из представленных в экспозиции рам показываются публике впервые, после многолетней музейной реставрации вернувшись к своим «родным» картинам. Есть вещи и просто уникальные, как, например, бархатная рама к полотну «Демон поверженный» Михаила Врубеля, воссозданная к выставке по раскрашенной художником фотографии. Но рамы на выставке не только выполняют привычную для себя функцию обрамления, часть из них выставлена отдельно как шедевры декоративно-прикладного искусства той или иной эпохи.

В Музее Москвы открылась выставка самого известного сегодня дуэта российских художников — Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Стиль их совместно написанных картин давно стал широко узнаваемым брендом, хотя художники ничего нового не придумывают — наоборот, обращаются к жанровой живописи передвижников и соцреализму, впрочем добавляя от себя изрядную долю иронии и провокационность. Однако на нынешней выставке ирония как раз отсутствует — здесь больше ностальгии по Москве прошлого, или Москве придуманной, идеальной. Отсюда и ее название — «Москва: ускользающая реальность». Из прошлого здесь самое знаковое: скульптура «Рабочий и колхозница» в заставке «Мосфильма», написанная в черно-белом цвете, чтобы напоминать старые фотографии или телевизор; «Голубой огонек» с Терешковой и Гагариным; декламирующая Белла Ахмадулина; легенда советского футбола Лев Яшин. А то, что в цвете: герои мультяшек, олимпийский Мишка, городские виды из окна — тоже словно кадры то ли из прошлого, то ли придуманного настоящего и будущего.

В «Энциклопедии русского авангарда» Николаю Евграфову (1904–1941) отведено всего пять иллюстраций, а до нынешней ретроспективы в Музее истории Петербурга у него не было ни одной персональной выставки. Погиб Евграфов в самом начале войны, и о нем надолго забыли. А ведь он был одним из самых талантливых учеников классика петербургского авангарда Павла Филонова, входил в 1920-е годы в его группу «Мастера аналитического искусства». О том, насколько своеобразно Евграфов трактовал «аналитический» метод своего учителя, на выставке можно убедиться по таким его работам этого периода, как «Сбор урожая», «Третий лишний», «Трактор на испытании». Позже, в 1930-е, Евграфов стал дальше развивать свою живописную систему. Помимо филоновских мистицизма и аналитики, теперь он обратился к яркой палитре фовистов, русскому неопримитиву и поэтическому реализму ленинградской школы («Дети и самолет», «Осавиахимовка», «Портрет художницы А.Е.Мордвиновой»). Не менее интересны, чем живопись Евграфова, его эскизы костюмов к постановке «Ревизора», единственный раз показанной в 1927 году, эскизы оформления праздников и парадов, архив художника и переписка с Филоновым.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+