18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одним Гогеном стало меньше

№81
Материал из газеты

Знаменитая скульптура Поля Гогена «Голова с рогами» из Музея Гетти оказалась вовсе не работой художника. Скорее всего, ее изготовил полинезийский мастер для продажи европейцам

Деревянная «Голова с рогами», за которую заплатили рекордную для скульптур Поля Гогена сумму, отправилась с почетного места в зале лос-анджелесского Музея Гетти на полку в хранилище. «В декабре 2019 года атрибуцию скульптуры изменили: вместо имени Гогена теперь значится „неизвестный мастер“, — уточнил пресс-секретарь музея в ответ на запрос The Art Newspaper. — Это решение основано на научных экспертизах, проведенных за последние годы специалистами Музея Гетти и другими профессионалами в этой области, а также на важных фактах, которые не были известны на момент приобретения».

«Скульптуры Гогена чрезвычайно редки, и эта является превосходным образцом», — указывала тогдашний директор Музея Гетти Дебора Гриббон сразу после приобретения работы в 2002 году. Вырезанную из дерева человеческую голову с дьявольскими рогами, установленную на огромном пьедестале, датировали 1895–1897 годами — периодом, когда художник жил на Таити. Еще недавно «Голова с рогами» выставлялась как одна из ключевых работ Гогена в нескольких ведущих музеях мира. 

Основным аргументом в пользу авторства Гогена был тот факт, что художник вложил две фотографии скульптуры в свой дневник «Ноа Ноа», датированный концом 1890-х годов, и включил ее изображение в несколько рисунков и гравюр. До 1990-х годов о самой скульптуре ничего не было слышно. Впервые она появилась на выставке в Fondation Maeght в Сен-Поль-де-Вансе в 1997 году, ее якобы одолжил коллекционер из США. Пять лет спустя, когда работу показали в Метрополитен-музее, ею заинтересовались в Музее Гетти и в итоге купили. Сумма сделки не называлась, но инсайдеры считают, что она составила $3–5 млн. Теперь в музее подтверждают, что приобрели скульптуру в галерее Wildenstein в Нью-Йорке. Вскоре после покупки несколько экспертов стали высказывать сомнения в подлинности работы. Самым настойчивым скептиком оказался Фабрис Фурмануар, авторитетный коллекционер таитянской фотографии XIX века и специалист по Гогену.

Анн-Лиз Десмас, глава отдела скульптуры и декоративного искусства Музея Гетти, сейчас готовит каталог французских работ, принадлежащих музею. Она тоже сомневается в правильности атрибуции «Головы с рогами», отмечая, что «у скульптур Гогена никогда не было таких пьедесталов» и художник их подписывал.

Другое важное доказательство ошибочной атрибуции обнаружил Фурмануар. Это альбом с фотографиями Жюля Агостини, приобретенный парижским Музеем на набережной Бранли. На его страницах есть фотография скульптуры с подписью: «Маркизский идол». Агостини первым предположил, что работа сделана резчиком по дереву с Маркизских островов, бывших частью Французской Полинезии. Можно также предположить, что снимок датируется ноябрем — декабрем 1894 года, когда Гоген был в Париже. Рядом с изображением головы в альбоме Агостини находится портрет Жоржа Лагарда, коллекционера этнографических артефактов, и он вполне мог быть владельцем скульптуры.

Проводя расследование, представители Музея Гетти, по-видимому, осведомились в галерее Wildenstein о провенансе «Головы с рогами». В ответ галерея лишь заявила, что работа была приобретена у некоего частного коллекционера из Швейцарии в 1993 году. Где скульптура находилась за сотню лет до этого, остается загадкой. Комментариев на этот счет галерея нам не дала. Наверняка музей потребует компенсации, хотя с момента совершения сделки прошло слишком много лет.

«Пусть „Голова с рогами“ и не шедевр, но это весьма интригующий предмет», — говорит Десмас. Полинезийские искусствоведы сходятся во мнении, что это не традиционная скульптура региона: она выделяется как стилем, так и иконографией (дьявола там не существует). Скорее всего, она была изготовлена местным мастером для европейского рынка. Есть и другая версия: скульптуру вырезал европеец, но в Тихо­океанском регионе; возможно, как предполагает Фурмануар, «европейский моряк на судне, бросившем якорь на Таити». Изучив древесину, из которого сделана скульп­тура (сандаловое дерево головы и гревиллея в основании), можно решить загадку, продолжив исследования, которые сейчас ведет Музей Гетти. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+