18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другое измерение пейзажей Николая Касаткина

№81
Материал из газеты

В Нижнем Новгороде проходит выставка московского нонконформиста, превращавшего реалистическую живопись в концептуальную и парадоксальную

Плеяда знаменитых московских нонконформистов отнюдь не малочисленна: Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Немухин, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин и так далее. А вот имени Николая Касаткина (1932–2019) в этом списке, скорее всего, не окажется. Хотя он был не просто участником того круга, но и художником, чьи эксперименты признавались интересными и важными самими «неофициалами». Однако стремительного взлета карьеры у Касаткина тогда не произошло, и свою славу, вполне заслуженную, он добирал позже и постепенно. Можно даже сказать, что его звездный час пробил только в наступившем новом столетии.

Вероятно, дело в том, что Касаткин до конца жизни оставался приверженцем традиционной станковой картины, то есть формы искусства, которую долгое время было принято разрушать изнутри или попросту объявлять умершей. Между тем Николай Иванович не планировал возвращать картине прежний высокий статус. Его амбиции были в другом: придать реалистической живописи, главным образом пейзажу, иное измерение — концептуальное и парадоксальное. Над этим он работал последовательно и свою программу в итоге реализовал. 

В последние годы выставок у Касаткина было немало. Его работы показывали и в регионах — вот и первая посмертная состоялась в Нижнем Новгороде. Куратор Алиса Савицкая собрала полсотни работ, из которых многие важны для понимания творческой системы Касаткина. Своими работами выставку поддержали Третьяковская галерея, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, несколько других коллекционеров. Ряд картин предоставила Зоя Касаткина, вдова художника. Здесь же графика, эскизы и трехмерные объекты. К работам самого Касаткина добавлены документальные материалы и опусы ряда его друзей-нонконформистов — из того самого списка знаменитостей. 

Арсенал
Николай Касаткин. Природа картины, картины природы
До 22 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+