Плеяда знаменитых московских нонконформистов отнюдь не малочисленна: Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Немухин, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин и так далее. А вот имени Николая Касаткина (1932–2019) в этом списке, скорее всего, не окажется. Хотя он был не просто участником того круга, но и художником, чьи эксперименты признавались интересными и важными самими «неофициалами». Однако стремительного взлета карьеры у Касаткина тогда не произошло, и свою славу, вполне заслуженную, он добирал позже и постепенно. Можно даже сказать, что его звездный час пробил только в наступившем новом столетии.
Вероятно, дело в том, что Касаткин до конца жизни оставался приверженцем традиционной станковой картины, то есть формы искусства, которую долгое время было принято разрушать изнутри или попросту объявлять умершей. Между тем Николай Иванович не планировал возвращать картине прежний высокий статус. Его амбиции были в другом: придать реалистической живописи, главным образом пейзажу, иное измерение — концептуальное и парадоксальное. Над этим он работал последовательно и свою программу в итоге реализовал.
В последние годы выставок у Касаткина было немало. Его работы показывали и в регионах — вот и первая посмертная состоялась в Нижнем Новгороде. Куратор Алиса Савицкая собрала полсотни работ, из которых многие важны для понимания творческой системы Касаткина. Своими работами выставку поддержали Третьяковская галерея, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, несколько других коллекционеров. Ряд картин предоставила Зоя Касаткина, вдова художника. Здесь же графика, эскизы и трехмерные объекты. К работам самого Касаткина добавлены документальные материалы и опусы ряда его друзей-нонконформистов — из того самого списка знаменитостей.
Арсенал
Николай Касаткин. Природа картины, картины природы
До 22 марта