18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фундамент часовой истории: новый музей Audemars Piguet

Часовая компания Audemars Piguet обладает уникальным наследием, причем весьма себе осязаемым. Это богатейший архив, фиксирующий историю мануфактуры практически с момента основания в 1875 году: увесистые тома с подробно прописанной историей в механизмах и их компонентах с 1882 года и по сей день, наборы с комплектами исторических деталей и сами часы — более 1,3 тыс. знаковых моделей, входящих в музейную коллекцию фирмы. До настоящего момента эта коллекция хранилась в историческом здании компании и редко демонстрировалась широкой публике: попасть в здание мануфактуры мог не каждый, а выездные выставки устраивались довольно редко. При этом музей был достаточно известен в узких кругах, чтобы быть ограбленным в октябре 2010 года. Тогда 60 предметов были похищены за три минуты. К счастью, около 30 часов вернулись в коллекцию.

Однако недавно было принято стратегическое решение — открыть настоящий музей Audemars Piguet. И причиной была не только безопасность коллекции. «В здании мануфактуры мы можем демонстрировать посетителям не более 250 часов», — рассказывает нынешний глава музея и департамента наследия марки Себастьян Вивас. Хотя и безопасность была важным фактором: как объясняет директор музея, страховые компании налагали жесткие обязательства — в условиях экспонирования на мануфактуре Audemars Piguet просто не имела права показывать раритеты широкой публике. «Дело не в том, что нам бы не выплатили страховку, — поясняет Себастьян Вивас. — Утратив уникальный образец, ты уже вряд ли найдешь похожий. До 1950-х каждые часы были уникальными. В Audemars Piguet не существовало лимитированных серий и линеек моделей, каждые часы были единственными и неповторимыми». В данный момент мануфактура и ее музейный отдел занимается структуризацией коллекции и идентификацией редких образцов в ней. В описаниях 1,3 тыс. раритетов еще масса неизвестных. При этом продолжаются временные выставки в разных странах мира. Они проходят по конкретным сегментам и посвящены усложнениям, или женским часам, или истории знаковой для Audemars Piguet коллекции Royal Oak, появившейся благодаря гению Джеральда Дженты в 1972 году. В следующем году планируется тематическое мировое турне на тему Royal Oak Offshore — коллекции, появившейся в 1993 году.

Все же главный проект на сегодня — это открытие собственного полноценного музея. Как рассказывает Себастьян Вивас, фирма объявила конкурс среди архитекторов на создание проекта музея. В нем приняли участие пять фирм: из Норвегии (Snøhetta — бюро, занимавшееся нынешним воплощением Александрийской библиотеки в Египте), Дании (BIG, основанная в 2006-м архитектором Бьярке Ингельсом), Великобритании (лондонская Caruso St John, имеющая большой опыт в музейных проектах, таких как Музей Виктории и Альберта) и Швейцарии (женевское и лозаннское бюро). Задачу им поставили не из легких: Audemars Piguet не желала получить классический часовой музей, да и классический музей в принципе, — фирму интересовали динамические экспозиции, нестандартное экспонирование часов. «Мы хотим рассказать об истории компании, о нашей культуре, — поясняет Вивас. — Они немыслимы без мастерских, без грамотно представленных архивов. Более того, мы видим проект, объединяющий старое и новое здания, включающий офисы и гестхаус».

Как объясняет идею нового музея Себастьян Вивас, это не только проект для публики. Audemars Piguet не менее важно объяснить, что есть компания и ее история и самим сотрудникам фирмы и будущего музея. Более того, даже название для проекта было придумано специфическое. «Мы называем его не музей, — подчеркивает господин Вивас, — а Founders House, ведь у нас есть преимущество: мы до сих пор являемся компанией, принадлежащей потомкам основателей!»

Швейцария — страна часовая и наличие музеев часового дела в ней не является экзотикой, но директор музея Audemars Piguet уверяет: «Проектов аналогичного уровня на данный момент не существует. Есть немало музеев, и они прекрасны, но обычно все занимаются начинкой — нам же интересно начать с нуля, с фундамента». Прецедентов подобной стройки века в часовом мире Вивас не знает, а образцом оригинального проекта считает музей Guinness в Дублине, памятуя, что разница — в самой продукции. По причинам безопасности вход в новый музей Audemars Piguet, пусть и не так жестко, как в нынешний, все же будет ограничен. Уже известно наверняка, что попасть в него можно будет только в составе экскурсии с гидом.

Возникает вопрос выживания существующих часовых музеев. Ведь не секрет для любителей и коллекционеров: часовой музей родной для Audemars Piguet долины Валле-де-Жу уже существует. «Нет-нет, — заверяет глава музея, — мы не хотим стать  конкурентами и погубить его. Наши творения — 30 экземпляров — выставлены в постоянной экспозиции музея Валле-де-Жу и останутся там. Мы предлагаем нечто иное». Пока точные даты завершения амбициозного проекта неизвестны, намеченная дата начала строительства — весна следующего года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+