18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Вечный мастер в Вечном городе: в Риме чествуют Рафаэля

№81
Материал из газеты

Центральное событие года Рафаэля — выставка в Скудерие дель Квиринале, собравшая более чем 200 произведений живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера

Год Рафаэля (1483–1520), приуроченный к 500-летию со дня его смерти, стартовал прошлой осенью в родном городе художника. Выставка «Рафаэль и его друзья в Урбино» в Национальной галерее Марке в Урбино включила 19 произведений Рафаэля и 65 художников умбрийской школы, в том числе его учителя Пьетро Перуджино. Эстафету перехватила Национальная художественная галерея в Вашингтоне выставкой «Рафаэль и его круг» (до 14 июня). В течение года к чествованию подключатся и другие ведущие мировые музеи.

Однако центральное событие — выставка в Скудерие дель Квиринале в Риме с более чем 200 произведениями живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера. Один только перечень музеев, приславших свои шедевры, говорит сам за себя: Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Музей Каподимонте и Национальный археологический музей в Неаполе, Лувр, Прадо, Альбертина, Национальная галерея и Королевская коллекция в Лондоне, Музей Ашмола в Оксфорде, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, — и это не полный список. 

Больше всего работ (50, из которых 40 — Рафаэля) из Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась выставка под кураторством Маттео Лафранкони, директора Скудерие дель Квиринале, и Марции Фаетти. Однако не успела выставка открыться, как уже разразился скандал. Научный комитет Галереи Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась римская выставка, коллективно подал в отставку в знак протеста против решения руководства музея одолжить в числе официально заявленных для отправки в Рим шедевров Рафаэля и портрет Льва X, несмотря на рекомендацию комитета не транспортировать картину. Параллельно работал и научный совет из ведущих мировых экспертов, таких как Николас Пенни, бывший директор лондонской Национальной галереи, Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, Доминик Корделье (Лувр), Аким Ньянн (Альбертина). По словам Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, в результате кропотливой исследовательской работы и получилась выставка, которая предлагает «новое, более глубокое видение творчества Рафаэля, и особенно периода, когда художник работал в Риме». 

Из самой Уффици в Рим прибыли, в частности, «Автопортрет», написанный Рафаэлем в 20-летнем возрасте, парные портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, «Мадонна со щеглом», «Донна Велата», «Мадонна Грандука». 

Из других хитов на выставке — «Форнарина» из Музея старого искусства в Риме, «Мадонна Альба» из Национальной галереи в Вашингтоне, луврские «Автопортрет с другом» и «Портрет Бальдассаре Кастильоне», «Святая Цецилия» из Национальной пинакотеки Болоньи, «Мадонна делла Роза» из Прадо. Мадонн в экспозиции больше всего, что неудивительно: Рафаэль писал их всю жизнь. Много в экспозиции и его рисунков. Никто из итальянских художников рубежа XV–XVI столетий не рисовал так много, как Рафаэль. Конкурировать с ним может разве что Леонардо.

Осенью год Рафаэля завершит Национальная галерея в Лондоне, где к десяти работам мастера из ее коллекции присоединится основной состав римской выставки и другие шедевры Рафаэля, например «Святое семейство» из Государственного Эрмитажа, «Мадонна Эстерхази» из Музея изобразительных искусств в Будапеште.  

Скудерие дель Квиринале
Рафаэль
5 марта – 2 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+