Российский художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов завоевал известность давно, и ее венцом стала его персональная выставка «Драгоценности, вдохновленные природой» в Московском Кремле в 2016 году. Последователь знаменитых мастеров ар-нуво и ар-деко, Фазулзянов прославился смелым выбором техник и материалов. Он работает с горячей эмалью, как никто другой в мире. Это оценили не только российские эксперты. Еще в самом начале карьеры ювелир получил премию фестиваля прикладного искусства мусульманских стран под эгидой ЮНЕСКО. Позже лондонский Колледж искусств и дизайна Сент-Мартинс и школа ювелирного искусства Van Cleef & Arpels в Париже приглашали Фазулзянова читать лекции. А швейцарский люксовый часовой дом Bovet предложил мастеру сотрудничество, которое длится по сей день. Художник расписывает для марки циферблаты в технике горячей эмали. По его словам, руководство Дома дало ему карт-бланш и не вмешивается в творческий процесс, позволяя Фазулзянову делиться своими идеями с коллекционерами часов по всему миру.
Первая собственная мастерская появилась у ювелира в 1992 году. В 2017-м он открыл галерею в Париже, годом позже — в Москве. В московской галерее Ilgiz F. регулярно демонстрируются коллекции мастера, навеянные неизменно вдохновляющей его природой и экзотическими путешествиями. Так, в 2018 году Фазулзянов показал впечатляющую линию с витражными эмалями, на которую его вдохновила поездка в древний Самарканд. А в 2020-м наступил черед Южной Америки.
В элегантном камерном пространстве московской галереи ювелир презентовал новую коллекцию. Ее идея возникла после того, как он впервые побывал в Перу. Мастер поднимался на таинственную гору Мачу-Пикчу, пролетел на самолете над пустыней Наска, восхитился суровой и одновременно яркой красотой монастыря Санта-Каталина в Арекипе и циклопической кладкой древнего города Ольянтайтамбо. Эти удивительные уголки на краю земли и те, кто их населяет: индейцы, чья жизнь и быт мало изменились за столетия, прошедшие с момента завоевания Южной Америки европейцами, робкие и грациозные ламы, парящие птицы, — вдохновили Ильгиза на работу над перуанской коллекцией. «На Мачу-Пикчу мы пришли за несколько минут до появления первых лучей солнца. Только я, древний город и природа. Звенящее синее небо, и на его фоне одинокий планирующий орел. С этого момента я не находил себе места, пока не воплотил все увиденное в ювелирную работу», — рассказал он о своих впечатлениях.
Необычность воспроизведенной в украшениях натуры подчеркивает и неожиданный выбор камней. Фазулзянов позволил себе полную свободу в выборе материалов и техник, не ограничиваясь привычными драгоценными камнями: бриллиантами, рубинами, сапфирами. Мастер использовал медовый титанит (иначе называемый сфеном), лилово-розовый кунцит (сподумен), золотисто-розовый морганит (редкая разновидность берилла).
Пополнился и впечатляющий бестиарий Ильгиза Фазулзянова. Он много лет с поразительной точностью и одновременно поэтичностью изображает зверей, рептилий, птиц, рыб, насекомых: белых медведей и хамелеонов, ласточек и карпов, стрекоз и скарабеев. В украшениях перуанской коллекции воплотились изящные белые альпаки, которые поразили воображение российского ювелира на холмах Перу. Их силуэты образуют своеобразный экзотический орнамент, переходящий с одного изделия на другое и объединяющий их в ансамбль.