18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Наум Габо вернулся в тихую гавань британского Сент-Айвза

№81
Материал из газеты

Выставка в Тейт в Сент-Айвзе иллюстрирует его теорию «искусства для современного мира»

История прибрежного городка Сент-Айвз в графстве Корнуолл в ХХ веке оказалась тесно связана с искусством. Первым этот тихий тогда рыбацкий поселок облюбовал знаменитый английский керамист Бернард Лич. В 1920 году он приехал сюда с коллегой из Японии, Сёдзи Хамадой, и организовал первую в Европе керамическую мастерскую с традиционной японской печью для обжига. В 1928 году здесь появились и первые художники: Бен Николсон с женой Винифред, тоже художницей, и рано ушедший из жизни талантливый художник-самоучка Кристофер Вуд. Они основали в поселке нечто вроде художественной колонии. Здесь они познакомились с бывшим рыбаком Альфредом Уоллисом, тоже художником-самоучкой, открыв его и для лондонской публики. Накануне Второй мировой войны, летом 1939 года, Николсон вернулся из Лондона в Сент-Айвз уже со второй женой, скульптором Барбарой Хепуорт, которая после развода с мужем осталась здесь насовсем.

Но самым неожиданным гостем Сент-Айвза стал друг Николсона и Хепуорт Наум Габо (1890–1977). Ему, одной из ключевых фигур русского авангарда, и посвящена выставка Тейт в Сент-Айвзе, самая крупная в Великобритании за последние 30 лет. Отправной темой для нее стал «Реалистический манифест» (1920) Наума Габо и его старшего брата Антона Певзнера (чтобы избежать путаницы, Наум в 1915 году сменил фамилию). Опубликованный в Москве манифест провозглашал пространство и время главными категориями в искусстве. 

Для Наума Габо, который до того как стать художником, в Мюнхене изучал медицину и естественные науки, понятие «реализм» означало, что искусство должно базироваться на достижениях науки и техники. Только так оно сможет говорить с современным обществом на его языке и влиять на него. «Он хотел изъять искусство из музея как храма для избранных», — говорит сокуратор выставки Сара Мэтсон. 

На выставке около 80 произведений Габо из коллекции Тейт и берлинских собраний, иллюстрирующих его теорию «искусства для современного мира». Это кинетические конструкции, чудом сохранившиеся хрупкие объекты из плексигласа и нейлона, архитектурные наброски высотной вертолетной площадки и Дворца Советов в Москве, эскизы к балету труппы Сергея Дягилева «1927».

Интересно, что, будучи скульптором и дизайнером, Габо в своих полупрозрачных и прозрачных конструкциях стремился к дематериализации массы. «Главной для него была сама концепция произведения, а не его реализация, — рассказывает куратор, — потому что всю свою жизнь он провел на чемоданах, эмигрировав из России в 1922 году в Германию, затем во Францию, после в 1935-м в Англию, а в 1946 году в США. При этом свои работы он разбирал, упаковывал в плоские планшеты, чтобы затем снова их собират на новом месте». В наш цифровой век выставка Габо «позволит лучше понять его концепцию пространства и времени», надеется Мэтсон. «Наверное, это звучит банально, но он действительно опередил свою эпоху». 

Тейт в Сент-Айвзе
Наум Габо
До 3 мая

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+