18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены лауреаты Прицкеровской премии 2020 года

Самую престижную архитектурную премию в мире получили Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара, основательницы ирландского бюро Grafton Architect

Создательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара стали лауреатами престижной Прицкеровской премии. Они познакомились в 1970-е во время учебы и последующего преподавания в школе архитектуры Университетского колледжа Дублина, где и сегодня, несмотря на активную архитектурную практику, числятся профессорами. В 1978 году Фаррелл и Макнамара сотоварищи создали проектное бюро Grafton Architects, названное в честь улицы, где находился офис. Следующие десятилетия архитекторы работали преимущественно в родном Дублине и окрестностях, где по их проектам были построены Городской институт Ирландии, университетский колледж, офисы департамента финансов, городское жилье. Только спустя 25 лет бюро Grafton вышло на международную сцену — и сразу же завоевало широкое признание: проект Университета Луиджи Боккони в Милане (2008) получил приз World Building of the Year на Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне, университетский городок UTEC в столице Перу Лиме (2015) был отмечен Международной премией Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 2016-м. В 2012-м Grafton Architects привезло «Серебряного льва» с Венецианской биеннале за выставку «Архитектура как новая география». В 2018-м Фаррелл и Макнамара были кураторами XVI Архитектурной биеннале в Венеции, которая прошла с заглавной темой «Свободное пространство». В прошлом году завершилось строительство сразу нескольких их объектов: бизнес-школы Institut Mines Telecom в Париже и Школы экономики Университета Тулузы 1 Capitole в Тулузе. В 2019-м дуэт Фаррелл и Макнамары был отмечен медалью Королевского ирландского института архитектуры (RIAI James Gandon Medal for Lifetime Achievement in Architecture) и золотой медалью RIBA. Иногда кажется, что количество их построек равно количеству полученных наград.

Глядя из России, трудно изумиться архитектурному стилю Grafton Architects — слишком сильно он напоминает рубленые формы и тяжеловесную экспрессию брежневского модернизма, хотя, конечно, творения ирландских архитекторов изящнее. Но все-таки, как пишет западная пресса, Фаррелл и Макнамару награждают за скромность и человечность, аскетизм, за отсутствие грандиозных и легкомысленных жестов — всего того, чем утомила архитектура 2000-х, творения так называемых архитекторов-звезд.

Нельзя сбрасывать со счетов и устранение гендерного дисбаланса — мотив, влияющий сегодня на присуждение наград практически во всех творческих областях, от литературы до кино. Прицкеровская премия вручается в течение 46 лет. За это время ее получили всего лишь (с учетом Фаррелл и Макнамары) пять женщин: британка Заха Хадид в 2004-м, японка Кадзуё Сэдзима в 2010-м, испанка Карме Пигем (в составе бюро RCR Arquitectes) в 2017-м. Особенно несправедливым было ненаграждение «Прицкером» в 1991 году Дениз Скотт-Браун: премию получил ее муж Роберт Вентури, хотя весь мир знал, что архитекторы 30 лет работали вместе на равных. (В этом году Скотт-Браун исполняется 89 лет. В 2013-м 20 тыс. человек и девять прицкеровских лауреатов подписали петицию, чтобы вручить ей премию задним числом, но Прицкеровский комитет не захотел пересматривать прежние решения, чтобы не создавать прецедент.)

Как бы то ни было, присуждение «Прицкера» указывает на важные тренды в мировой архитектуре. И сейчас здесь все меньше ценится авторский пафос и все больше — удобство и комфорт для пользователей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+