На $60-миллиардном арт-рынке сейчас лидируют произведения, созданные в последние 100 лет или даже дней. Тем не менее каждый год в марте десятки серьезно настроенных арт-дилеров продолжают привозить на TEFAF Maastricht самые изящные, хорошо сохранившиеся и тщательно каталогизированные работы старых мастеров.
Иногда они даже их продают.
В 1975 году в Маастрихте была основана ярмарка Pictura, одна из предшественниц TEFAF. В те времена старые мастера были самым престижным и дорогим сегментом арт-рынка. «Портрет Хуана де Парехи» Диего Веласкеса, за пять лет до этого купленный нью-йоркским Метрополитен-музеем за $5,5 млн, по-прежнему оставался самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе.
Если кому-то из посетителей ярмарки TEFAF Maastricht этого года (она проходит 7–15 марта) покажется, что на дворе по-прежнему 1975 год, их можно будет понять. Те же стенды с теми же темными стенами, та же голландская, фламандская и итальянская живопись, те же великолепные гравюры Рембрандта, те же белые мужчины средних лет в костюмах и при галстуках, пытающиеся все это продать.
Конечно, где-то там снаружи, на рынке искусства в целом да и вообще в мире, очень многое изменилось. Мужчины почти разучились правильно носить галстуки, а старые мастера по ряду причин практически вышли из моды. Согласно отчету, опубликованному лондонской аналитической фирмой ArtTactic, суммарная прибыль европейских торгов старых мастеров на Sotheby’s и Christie’s за весь 2019 год составила всего $239 млн, что значительно меньше девятизначных результатов на нью-йоркских торгах современного искусства, достигнутых всего за один ноябрьский вечер каждым из двух аукционных домов.
«Это хорошо отлаженный механизм, — говорит специалист по старым мастерам Боб Хабольдт, владелец галерей в Нью-Йорке, Амстердаме и Париже, выставлявшийся на всех 32 ярмарках TEFAF Maastricht. — Если его регулярно смазывать, он будет продолжать работать».
При этом он трезво оценивает возможности самой большой в Европе ярмарки, посвященной искусству и древностям музейного уровня. «Существует около 40 галерей, 400 музеев и 400 коллекционеров, готовых заплатить €100 тыс. и больше за картину старого мастера», — говорит Хабольдт, прекрасно осведомленный о том, что у таких мегагалерей современного искусства, как Gagosian и Pace, количество клиентов исчисляется тысячами. «Мы специализируемся на истории искусства от А до Э, а не от Ю до Я. Эту часть истории по-прежнему необходимо рассказывать», — добавляет он.
Но в отличие от галерей современного искусства, специализирующихся на Я, у дилеров старых мастеров нет постоянного притока нового материала. Им приходится конкурировать с аукционными домами за давно не виденные работы старых мастеров, когда те снова выходят на рынок. В погоне за увеличением доли рынка аукционные дома, и в особенности Sotheby’s, в последнее время ведут очень агрессивную политику. В январе ежегодная неделя старых мастеров Sotheby’s в Нью-Йорке принесла внушительные $76,2 млн с комиссией. Компания активно привлекает молодое поколение коллекционеров серией модных коллабораций, в том числе со «знатоками уличной моды» Highsnobiety (в ее рамках выпустили серию футболок и свитшотов с репродукциями картин старых мастеров).
«Это трюкачество, — говорит Хабольдт. — Ярмарки создают противовес этой культуре. Здесь люди могут не торопясь рассмотреть картину, навести справки». В этом году он привезет на ярмарку «Пейзаж со святым Христофором» фламандского художника XVI века Иоахима Патинира и его мастерской из частной коллекции стоимостью €650 тыс.
«Это единственная ярмарка, на которой создается ощущение, что вы находитесь в музее, экспонаты которого продаются, — говорит Марко Воэна, совладелец галереи Robilant + Voena с филиалами в Лондоне, Милане и Санкт-Морице, специализирующейся на старых мастерах и искусстве ХХ века и входящей в число более 275 экспонентов TEFAF этого года. — Она энциклопедическая. На Art Basel такого не чувствуешь».
Его галерея представит вновь обнаруженный портрет кисти миланского художника Джулио Чезаре Прокаччини, изображающий экстравагантную актрису начала XVII века Орсолу Помони Чеккини, известную под псевдонимом Фламиния Комика. Барочные портреты актрис являются искусствоведческой редкостью, поэтому полотно оценено в $2,6 млн.
По словам экспонентов, опасения, связанные с тем, что после запуска нью-йоркской версии ярмарки в 2016 году американские клиенты перестанут посещать TEFAF в Маастрихте, оказались беспочвенными — по крайней мере, в том, что касается институций. «Американские музеи ежегодно получают от спонсоров бюджет на новые приобретения и продолжают покупать», — говорит экспонент из Женевы Саломон Лилиан, в 2019 году продавший на TEFAF Maastricht произведения старых мастеров стоимостью от $1 до 1,5 млн бостонскому Музею изящных искусств, Художественному музею Кливленда и Чикагскому институту искусств.
А вот продавать живопись в ценовом диапазоне от €100 до 300 тыс. стало трудно. «Раньше мы продавали симпатичные картины, недотягивающие до музейного качества, частным клиентам из Бельгии и Нидерландов, но со временем они пропали», — говорит Лилиан. Он возлагает большие надежды на недавно обнаруженную подписанную картину нидерландского мастера XVII века Яна Стена «Веселая компания в гостинице», оцененную в €700 тыс. «Ян Стен старомоден, но это большой автор», — говорит он.
Поразительно, но сегодня это касается и Рембрандта. В этом году на TEFAF будет представлен замечательного качества подписанный и датированный оттиск его знаменитой гравюры «Адам и Ева» (1638), изображающей змея с лапами и слона, бредущего по райскому саду. Это произведение, приобретенное на аукционе более 20 лет назад, привезет на TEFAF тяжеловес H.H. Rumbler из Франкфурта. Директор галереи Петра Рамблер говорит, что конкретно их ниша на рынке старых мастеров не сильно изменилась. «Наши коллекционеры не рассматривают работы в качестве инвестиции, — говорит она. — Они настроены очень серьезно. Это совсем не похоже на США, где люди перепродают вещи спустя три года после приобретения в погоне за прибылью».
Одним из самых выдающихся открытий TEFAF в этом году станет замечательно сохранившееся полотно Бартоломеуса Шпрангера «Венера с Амуром и Меркурий с Психеей — аллегория» (ок. 1600) на стенде лондонского дилера Марка Вайса за $5,5 млн. Считается, что этот превосходный образец живописи северного маньеризма, приобретенный из частной итальянской коллекции и не выходивший на арт-рынок с середины XVIII века, был создан по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Пражского Града. Это прямо-таки идеальное произведение периода позднего Ренессанса для какого-нибудь из американских музеев: в их коллекциях мало живописи Шпрангера, но зачастую достаточно средств для приобретения работ такого уровня.
К сожалению, пандемия коронавируса может отразиться на результатах ярмарки. От участия в ней отказались только трое продавцов — галереи Wildenstein and Co, Fergus McCaffrey и галерея Monbrison. Зато ряды покупателей поредели заметней: по-видимому, не приедут директора и кураторы Метрополитен-музея и Музея Сент-Луиса, отменились почти все гости из Италии. Крупнейшие гостиницы Маастрихта, в которых номера бронируются за год, сообщают о наличии свободных мест.