18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отчет Art Basel и UBS: мировой рынок сократился, сфера частных сделок выросла

«Год был непростой, но не ужасный», — говорит эксперт по экономике культуры Клэр Макэндрю, представившая очередной годовой отчет о состоянии мирового рынка искусства

Торговые конфликты между США и Китаем, беспорядки в Гонконге и затянувшийся выход Великобритании из Европейского союза способствовали сокращению мирового рынка искусства в 2019 году на 5% до $64,1 млрд (все цифры — по сравнению с аналогичным отчетом за 2018 год).

Рынок Великобритании, составивший 20% мировых продаж ($12,7 млрд), упал на 9%. Британские дилеры сообщили о снижении выручки на 4%, а местный аукционный рынок сократился на целых 20% и достиг $4,3 млрд.

Французский рынок компенсировал часть слабых моментов и стал единственным крупным рынком, выросшим в минувшем году. Здесь продажи поднялись на 7% до $4,2 млрд, в результате чего доля Франции на мировом рынке увеличилась с 6% до 7%. Аукционные продажи выросли на 16% и составили более $1,6 млрд. По словам Макэндрю, некоторые дилеры и аукционные дома сообщали о переносе своей деятельности из Великобритании во Францию и Нидерланды «в превентивном порядке», из-за неопределенности, связанной с Brexit. Пока что неясно, продолжит ли развиваться французский рынок. Составители отчета подчеркивают, что его рост по-прежнему сдерживают чрезмерное регулирование и сложность налоговой системы.

Если в 2020 году по китайскому рынку наносит удар эпидемия коронавируса, то 2019-й омрачили «обострившиеся политические протесты, в результате которых в регионе снизилось число зарубежных гостей, а обстановка дестабилизировалась», сообщается в отчете. Продажи на аукционном рынке материкового Китая упали на  

9%, а в Гонконге на целых 25%. В целом китайский рынок сократился на 10% до $11,7 млрд, в то время как традиционно лидирующий американский рынок уменьшился на 5% до $28,3 млрд.

Недостаток шедевров

В верхнем сегменте мирового аукционного рынка в 2019 году наблюдалось охлаждение, связанное в числе прочего с тем, что на торги вышло очень мало больших коллекций и шедевров. Самые слабые результаты показали произведения от $10 млн и выше: суммарная стоимость этой категории снизилась на 39%, а число проданных лотов — на 35%.

В периоды неопределенности коллекционеры, как правило, предпочитают безопасные частные сделки более рискованным публичным торгам, и отчетный год не стал исключением. Дилеры сообщили о росте продаж на 2% до $36,8 млрд; доля частных продаж аукционных домов также по большей части выросла, в то время как доля мировых аукционных продаж сократилась на 17% до $24,2 млрд.

Christie’s сообщил о росте частных продаж на 24% до $811 млн (15% от общего объема продаж аукционного дома), а частные продажи Phillips выросли на 34% и составили $172 млн, то есть 19% всех продаж. В то же время у Sotheby’s произошло небольшое снижение с $1 млрд до $990 млн (17% суммарной выручки за 2019 год), но при этом с 2016 года его частные продажи выросли на целых 70%.

Дилеры лидируют

Положение продолжает меняться в пользу дилеров. По сравнению с аукционными домами их доля рынка выросла на 4% — до 58%, и эта тенденция, по-видимому, сохранится и в 2020 году благодаря распродаже полумиллиардной коллекции Дональда Б. Маррона галереями Pace, Gagosian и Acquavella Galleries.

Важнейшим источником дохода галеристов по-прежнему остаются художественные ярмарки. Если в 2010 году они приносили арт-дилерам 30% прибыли, то в 2019 году их доля составила уже 49%, или $16,6 млрд. В этом году дилеры впервые предоставили дифференцированные отчеты, из которых видно, что 15% продаж на художественных ярмарках было осуществлено до официального открытия ($2,5 млрд), 64% — во время их работы ($10,6 млрд), а еще 21% продаж стало прямым результатом участия галерей в ярмарке ($3,5 млрд).

Макэндрю отмечает, что для многих коллекционеров художественные ярмарки служат «первой точкой контакта» с галереями: «Это их выход на арт-рынок». Крупные коллекционеры, по их собственным словам, в среднем посещают 39 художественных мероприятий в год, при этом 7 из них — художественные ярмарки, а еще 7 — выставки в галереях.

Рынок и экология

В разговоре о художественных ярмарках неизбежно возникает вопрос об авиаперевозках и их воздействии на окружающую среду. По данным отчета Макэндрю, 58% крупных коллекционеров заявили, что для них «существенно либо первостепенно важно» компенсировать углеродный след, который они оставят в ближайшие годы в результате перемещений, связанных с приобретением искусства. Однако на вопрос о планах на ближайший год 67% из них ответили, что хотят посетить больше художественных ярмарок, и лишь малое число коллекционеров заявили о намерении сократить количество путешествий из экологических соображений.

Тем временем дилеры сейчас совершают в среднем 12 полетов в год: 7 ближних (менее 6 часов) и 5 дальних перелетов. По расчетам myclimate.org, если брать за основу показатели экономического класса, получается, что каждая галерея в среднем ежегодно выделяет почти 27 т диоксида углерода только за счет авиаперелетов.

Другой проблемной сферой является упаковка и транспортировка произведений искусства. По оценкам компании Rokbox, специализирующейся на многоразовой упаковке, углеродный след пятикилограммовой работы в обычном небольшом ящике размером метр на метр, отправленной на самолете из Нью-Йорка в Гонконг, составляет приблизительно 0,91 т в CO2-эквиваленте — для природы это примерно то же самое, что выбросить на свалку 51 мешок мусора или проехать на машине около 4620 км.

Один из дилеров сформулировал эту дилемму так: «Мы могли бы сократить частоту путешествий и транспортировки произведений, продавая их лишь на местном рынке, но это не только уведет нас в минус, но и нарушит основные принципы работы галереи».

Дань моде

Если самый верхний сегмент рынка просел, то продажи искусства, созданного женщинами и чернокожими авторами, наоборот, выросли, в особенности на аукционах. В 2019 году целых 23% суммарной выручки на торгах послевоенного и современного искусства составили работы, созданные за последние 20 лет (против всего 14% в 2018 году).

При этом одни дилеры положительно оценивают отход от коллекционирования небольшой группы «белых художников мужского пола», а другие «обеспокоены тем, что для кого-то это всего лишь „дань моде“ и в конечном итоге эта тенденция может негативно сказаться на стабильности и долговечности рынка некоторых из таких художников».

Впрочем, на рынке по-прежнему сохраняется сильный перекос: авторами 22% произведений искусства, представленных на выставках в коммерческих галереях во всем мире, являются всего лишь 2% художников (и 15%, если брать только топовый 1%); 37% музейных выставок во всем мире посвящены всего 2%, а 30% выставок — всего 1% художников.

Пустые обещания женщинам?

Несмотря на то что на словах художникам-женщинам в прошедшие годы обещали очень многое, как отмечает Макэндрю, «изменения происходят крайне медленно и неравномерно». Но все-таки в последнее время произошел ряд серьезных сдвигов. Так, в 2019 году доля художниц в списках имен, которые представляют ведущие галереи, выросла на 8% и достигла 44%, а их доля в продажах увеличилась с 32% в 2018 году до 40% в 2019-м. При этом в галереях, работающих с вторичным рынком и более старым искусством, произведения, созданные женщинами, составили всего 23% и принесли только 17% их выручки.

Пожалуй, ярче всего гендерное неравенство проявляется на аукционах. В 2019 году женские работы составили всего 7% от общего числа лотов и 6% от общего объема продаж на аукционном рынке. Женщинами создано лишь 7% произведений, проданных дороже $1 млн, и 5% работ, ушедших с молотка за более чем $10 млн.

Данные о художественных ярмарках также свидетельствуют о сильном дисбалансе. За последние 20 лет доля женщин в категории подающих надежды авторов выросла всего на 5%, а в категории авторитетных художников — на 6%. При этом среди ведущих 2% художников женщин стало даже немного меньше, чем в 1999 году.

Клэр Макэндрю предсказывает, что 2020-й будет «трудным годом». Коронавирус, «несомненно, окажет значительное влияние; отмена Art Basel в Гонконге — важнейшее событие», прогнозирует она. На перемещениях людей также скажутся защитные меры, введенные некоторыми странами, и актуальность экологической повестки. Добавим от себя, что все крупные художественные ярмарки в ближайшие месяцы отменены: Art Paris и PAD Paris перенесли на конец мая, Art Montecarlo — на 2021 год. Правда, сегодня в Маастрихте все же открылась ярмарка старого искусства TEFAF; Salon du Dessin, ярмарка рисунка, пройдет в Париже по графику, с 25 по 30 марта.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+