Картину Винсента ван Гога, в 1967 году купленную всего за £4 на деревенском аукционе в Стаффордшире, а спустя год — за £45 в лондонской лавке старьевщика, приобрел частный коллекционер на TEFAF в Маастрихте приблизительно за €12–15 млн. На сегодняшний день это самая дорогая покупка на нидерландской ярмарке, которая продолжит свою работу до 15 марта.
«Крестьянку у деревенского дома», написанную в 1885 году, привезла на TEFAF лондонская галерея Simon Dickinson. «Мы рады сообщить, что договорились о продаже ван Гога, и теперь дело только за составлением документов и рутинными проверками в рамках борьбы с отмыванием денег», — говорит управляющий директор галереи Эмма Уорд.
До продажи в 1967 году картина висела в детской на ферме Биллингтон неподалеку от Стаффорда, но со временем надоела тогдашним хозяевам, и ее сослали на чердак. Как рассказали члены семьи Холм, которой принадлежала ферма, Джон Холм (1871–1952) принял картину в счет уплаты долга за какую-то сельскохозяйственную продукцию в 1929 году, а его сын Чарльз продал ее на распродаже содержимого фермы, когда вышел на пенсию.
Мартин Бейли в своем блоге «Приключения с ван Гогом» пишет: «В сентябре 1968 года итальянец Луиджи Гроссо, работавший на ВВС, заметил эту картину в странном месте в районе Белсайз-Парк на севере Лондона, которое, по его описанию, представляло собой нечто среднее между лавкой старьевщика и антикварным магазином. Хотя в нижнем левом углу полотна даже была подпись „Винсент“, продавец был уверен, что это фамилия автора картины. Но Гроссо, лучше разбиравшийся в искусстве, заподозрил, что это может быть подлинник ван Гога. Он заплатил за картину £45».
Обратившись за помощью к Алану Боунессу, который курировал состоявшуюся незадолго до того выставку художника в лондонской Hayward Gallery, Гроссо отправил картину на атрибуцию. В 1970 году ее выставили на торги Sotheby’s в Нью-Йорке, где работу приобрел за $110 тыс. голливудский продюсер Джозеф Левин. В 1983 году Левин продал полотно через нью-йоркский Sotheby’s. Тогда оно ушло с молотка за $390 тыс., а его новым владельцем стал Роберто Поло, о котором Бейли пишет, что это «американский коллекционер кубинского происхождения, десятилетием позже экстрадированный в Швейцарию за незаконное присвоение $100 млн своих инвесторов; он по-прежнему отрицает вину». Поло продал картину в 1985 году, на этот раз на лондонских торгах Sotheby’s, где ее купил за £264 тыс. коллекционер из Монреаля. В 2001 году она в четвертый раз оказалась на Sotheby’s, вновь в Нью-Йорке, и там ее приобрел за $1,7 млн нынешний владелец из Америки.
Несмотря на то что полотно много раз оказывалось на аукционных торгах, в большой выставке оно поучаствовало лишь однажды — в 2010 году в лондонской Королевской академии художеств.