Древнерусские иконы XIV — начала XVIII века в залах второго этажа Зимнего дворца дополнены элементами архитектуры православных храмов — царскими вратами, украшенными резьбой, и небольшими киотами с изображениями святых.
«Эта экспозиция — итог работы нескольких десятилетий, — рассказала Анна Иванникова, научный сотрудник отдела русской культуры Эрмитажа. — Многие иконы выставлены впервые, они никогда раньше не экспонировались и перед широкой публикой появились первый раз с тех пор, как церкви, откуда их вывезли, были закрыты».
Иконы в собрании Эрмитажа оказались сравнительно недавно: только в 1941 году в музее был создан отдел истории русской культуры, куда, в частности, поступили предметы из историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР, а также из частной коллекции Михаила и Владимира Успенских.
Но главные поступления икон в музей западноевропейского искусства произошли в 1950–1970-х годах, когда по распоряжению министерства культуры крупные музеи направляли экспедиции в различные области для сбора предметов древнерусской культуры, остававшихся в закрытых и заброшенных церквях. Экспедиция Эрмитажа, в частности, спасла сотни икон и других предметов культуры из отдаленных деревень и погостов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.
Экспозицию планировали открыть еще в конце 1980-х годов, уже был подготовлен масштабный каталог икон из собрания Эрмитажа. Но тогда не сложилось: многие образа требовали серьезной реставрации. Как рассказала Анна Иванникова, у истоков эрмитажного собрания икон стояли искусствовед Александра Косцова, реставраторы Федор Каликин и Тамара Чижова. Они неоднократно ездили в экспедиции, собирали по заброшенным церквям еще сохранившиеся иконы, которым грозило полное уничтожение из-за многолетней жизни в неотапливаемых помещениях. А по возвращении в Эрмитаж они спасали их уже в реставрационных мастерских.
В первом из четырех залов иконописи представлены древнерусские памятники. Например, необычный деисусный чин, самый древний из представленных икон, датируемый началом XV века. Он попал в Эрмитаж с Севера, из Онежского региона, из погоста Вазенцы. Как определили музейные специалисты, он, скорее всего, был создан мастером из Ростова, которого могли пригласить в Вазенцы для написания храмовых икон. В этом же зале представлена одна из жемчужин эрмитажной коллекции — икона святого Николая XV века, написанная в манере, присущей новгородским мастерам.
Среди представленных экспонатов — две минеи (иконы, содержащие изображения святых и праздников, расположенные в календарном порядке дней их памяти. — Прим. ред.), самые ранние из известных комплектов миней датируются второй четвертью XV века. Если в более позднем варианте миней обязательно изображались не только святые, но и посвященные им праздники, то на этих — только образы святых. Эти иконы Федор Каликин вывез из Выговской старообрядческой пустыни в Олонецкой губернии. Но сами иконы не старообрядческие, старообрядцы их просто сохранили. Самый поздний из экспонатов в залах — тоже изображение святого Николая, икона, выполненная мастером Тимофеем Семеновым в 1736 году.
Все они экспонируются в специальных климатических витринах с определенным температурно-влажностным режимом, и специалисты ведут его постоянный мониторинг.