Небольшая, но занимательная и изящно сделанная выставка, в основу которой легла книга нидерландского мореплавателя Яна Стрейса «Три путешествия», изданная в Амстердаме в 1676 году. Отрывки из нее, описывающие увиденное автором в Москве и в Персии, инсталлированы в зале и читать их чрезвычайно любопытно. За «сейчас» отвечают современные художники Олег Елагин и Оксана Стогова (Россия), Сепиде Бехрузян и Зейнаб Шахиди Марнани (Иран), Сесилия Хендрикс, Паулин Олтхейтен (Нидерланды). Они сделали работы, ассоциативно связанные с книгой Стрейса и археологическими находками XV–XIX веков из коллекции Музея Москвы и Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
Музей Москвы
Невозможные путешествия в Нидерландах, России и Персии тогда и сейчас
До 29 марта
Художник-концептуалист Николай Панитков (р. 1952) не первый раз представляет иконы из своего собрания на музейной выставке. «Должен заметить, что я как „не понимал“ икону 30 лет назад, так „не понимаю“ ее и теперь, несмотря на множество увиденного и прочитанного. Эта позитивная энергия непонимания и является для меня самой важной», — написал он в комментарии к одной из них. Тем не менее у выставки ясный сюжет — путешествие по городам и монастырям, изображенным на иконах русских святых XVII–XIX веков. Как правило, это изображение одного или нескольких святых вместе с построенными ими обителями: Сергей и Герман Валаамские стоят рядом с Валаамским монастырем, вокруг Кирилло-Белозерского монастыря на одной из икон сгруппированы восемь прославивших его святых, а Александр Ошевенский указывает на основанную им обитель в одиночестве.
Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Дорогами Святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова
До 17 мая
Среди 300 плакатов, включенных в выставку, есть хорошо известные, таких классиков русской живописи, как Лев Бакст, Михаил Врубель, Валентин Серов. Но многие листы здесь без авторов, впервые извлеченные из библиотечного хранилища. Экспозиция делится на тематические разделы: городские афиши с анонсами разных зрелищ, торговая реклама, патриотический плакат. Для погружения зрителя в исторический контекст предусмотрена вступительная часть, дающая представление о городской жизни рубежа веков. Организован и показ первых русских фильмов. О царившей в рекламе свободе в выборе выразительных средств свидетельствует возрастное ограничение для зрителей выставки — 18+.
Российская государственная библиотека, Ивановский зал
Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века
До 28 июня
Семен Файбисович (р. 1949) — не то концептуалист, не то документалист. Уже в 1980-е он стал писать картины, используя как матрицу фотографию. Снимал родную Москву, ее повседневную жизнь без прикрас, со всеми ее драгоценными нюансами, чтобы затем зафиксированное камерой переносить на большие холсты. Так появились «московские» серии, в том числе «Мой двор» и «Казанский вокзал», показанные в 2019 году на ретроспективе художника в Третьяковской галерее. Тогда же галерея «ГУМ-Red-Line» включила несколько работ Файбисовича в свою групповую выставку «Одна семья». Теперь на персональной выставке художника можно увидеть 20 новых работ, тоже на тему города. Но это уже Тель-Авив, где Файбисович живет с 2016 года.
Галерея «ГУМ-Red-Line»
Семен Файбисович. Новый мир
12 марта – 26 апреля