На выставке в Галереях Академии впервые широкой публике покажут применение Vantablack S-VIS в произведениях искусства. Разработанный в 2014 году британской научно-исследовательской компанией Surrey NanoSystems для использования в аэрокосмической промышленности, этот «наноматериал» практически полностью (на 99,96%) поглощает падающий на него свет.
В 2016 году Капур приобрел эксклюзивное право разрабатывать художественные методы использования распыляемой разновидности этого материала. Это вызвало неоднозначную реакцию арт-сообщества, многие выразили сомнение в праве одного художника монополизировать цвет. На это Капур ответил, что возмущающиеся его работой с Vantablack «недостаточно информированы». Он объяснил, что тончайшее покрытие «не выдавливается из тюбика» — для нанесения ультратонкого слоя углеродных нанотрубок требуется специальное оборудование.
Капур частично объяснил процесс на пресс-конференции в своей лондонской студии, стоя в окружении ранее не экспонировавшихся скульптур, покрытых Vantablack. По его словам, технология предполагает помещение материала в реактор. «Находясь в реакторе, частицы приподнимаются, как ворсинки бархата. Чтобы представить себе их пропорции, предположим, что ширина частицы составляет 1 м, тогда ее высота будет 300 м. Когда частицы встают параллельно друг другу, свет между ними рассеивается».
Но даже Капур лишь приблизительно представляет себе, что происходит в реакторе. Дело в том, что изготовление материала ведется в режиме секретности в связи с его потенциалом для оборонной промышленности: он может использоваться как «камуфлирующее покрытие для спутников». Вещество создает впечатление, что произведения искусства «полностью лишены объема», что производит дезориентирующий эффект обмана зрения.
Грег Хилти, директор-куратор представляющей Капура галереи Lisson, рассказал, что в венецианскую выставку художника также войдут его скульптуры-«пустоты» синего и красного цвета, которые экспонировались в павильоне Великобритании на Венецианской биеннале 1990 года и благодаря которым он стал обладателем Премии Тернера в 1991 году. «Все работы, отобранные на выставку в Галереях Академии, отражают интерес Капура к „пустому пространству“, — говорит Хилти, — а новые произведения доводят до предела идеи, которые он уже давно разрабатывает в своем творчестве».
Хилти добавляет, что транспортировка работ, покрытых Vantablack, станет для организаторов выставки особенно сложной задачей, поскольку эти произведения (сейчас они хранятся в коробках из прозрачного пластика) нельзя трогать руками.