«Великий архитектор и градостроитель, поднявший престиж итальянской архитектуры на международный уровень», — откликнулся на печальное известие о смерти архитектора Витторио Греготти министр культуры Италии Дарио Франческини. «Один из лучших наших архитекторов, так много сделавший для Милана. Спасибо за все», — написал мэр города Беппе Сала. «Герой архитектуры XX века», — подытожил председатель совета директоров Pirelli Марко Тронкетти Провера.
Зодчий, журналист, лектор, куратор — Греготти был не только человеком, проектирующим здания, но и философом, и «мотором» культуры. Он родился в 1927 году в городе Новара в Пьемонте. Окончил миланский Политехнический институт. Несколько десятилетий (1952–1963, 1982–1996) руководил влиятельным архитектурным журналом Casabella. В 1962 году он опубликовал сборник эссе «Территория архитектуры», который наряду со «Сложностью и противоречием в архитектуре» Роберта Вентури и «Архитектурой города» Альдо Росси стал важнейшей архитектурной книгой десятилетия. Считается, что в ней Греготти сформулировал принципы неорационализма: в проектировании важен акцент не на здании, а на улице, квартале и районе; архитектурная форма (относительно) независима от функции; следует быть предельно внимательным к исторической застройке; надо искать первоэлементы архитектуры; нужно фокусироваться на предметном наполнении архитектурной и городской среды. Все эти принципы актуальны и сегодня. Не случайно книга «Территория архитектуры» переиздавалась каждое десятилетие, последний раз в 2014-м.
В 47 лет Витторио Греготти основал архитектурное бюро Gregotti Associati International. С 1985 по 2005 год он занимался перестройкой миланского района Бикокка: разработал мастер-план и спроектировал отдельные сооружения. Редевелопмент Бикокки — гигантской промзоны на северо-западе Милана — стал самой крупной городской трансформацией в Италии на рубеже XX–XXI веков и второй по масштабу в Европе, после Берлина. В результате здесь появился Университет Милан — Бикокка, Театр Арчимбольди (творение Греготти, где давались представления оперы Ла Скала во время реставрации ее исторического здания), гигантский центр современного искусства; сюда переехали Национальный совет по научным исследованиям (CNR) и Институт неврологии имени Карло Бесты, открылись штаб-квартиры Deutsche Bank, Johnson & Johnson, Pirelli, Siemens и других транснациональных компаний.
Греготти был соавтором таких важных проектов, как Культурный центр Белен в Лиссабоне (1988–1993, самый большой в городе, вмещающий концертные и театральные залы, арт-галереи и музей современного искусства Берарду), Большой театр Прованса (2003–2007), стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, Театр Леопольда в Фоллонике (2012). Как градостроитель Греготти разрабатывал мастер-план района Пуцзян в Шанхае.
Наконец, третий, помимо теории и практики, вектор его деятельности — кураторская работа. В 1974–1975 годах он был директором секции визуальных искусств Венецианской биеннале. «Я действительно не знаю, почему именно архитектора попросили заниматься биеннале, — рассказывал он в 2010-м главному редактору Architectural Newspaper Уильяму Менкингу. — Я согласился при условии, что мы устроим смотр архитекторов. На биеннале никогда не было архитектурной секции — пусть будет первая». И это стало решающим шагом к учреждению в 1980 году Венецианской архитектурной биеннале.