Художник и музыкант Дженезис Брейер Пи-Орридж, несколько десятилетий назад начавший называть себя «он/а» и посвятивший жизнь творческому проекту, материалом в котором служило его собственное тело, скончался в возрасте 70 лет. Дочери художника подтвердили, что Пи-Орридж умер у себя дома в Нью-Йорке после двух c лишним лет борьбы с лейкемией. Последнее время он/а документировал ход своей болезни в Instagram и за два дня до смерти опубликовал селфи с подписью: «Это я сегодня в ожидании возвращения домой…»
Пи-Орридж родился в Манчестере в 1950 году и получил имя Нил Эндрю Мэгсон. Когда ему было около 15 лет, он придумал личность Пи-Орриджа под влиянием коллажей Макса Эрнста, в которых человек предстает текучей и нестабильной сущностью. «Нам известно, что Нил Эндрю Мэгсон решил создать художника Дженезиса Пи-Орриджа и внедрить его в общество, — говорил Дженезис в 2018 году в интервью New York Times. — Некоторые люди берут свою жизнь и превращают ее в своего рода произведение искусства. Так что мы изобрели Дженезиса, но он, по правде говоря, забыл Нила. Может быть, эта личность до сих пор где-то существует, а может быть, Дженезис поглотил ее. Мы не знаем. Но, как бы то ни было, спасибо тебе, Нил».
Пи-Орридж поступил в Халлский университет, но бросил занятия и основал провокативную перформанс-группу COUM Transmissions. Их выставка под названием «Проституция», состоявшаяся в 1976 году в лондонском Институте современного искусства, вызвала такой скандал, что стала предметом обсуждения в парламенте, где художников даже назвали «разрушителями цивилизации». COUM Transmission постепенно преобразовалась в музыкальную группу Throbbing Gristle, фронтменом которой стал Пи-Орридж. Группа первой использовала название «индастриал» для описания своей жесткой, царапающей и немелодичной музыки и повлияла на целые поколения исполнителей электронной музыки, в том числе на Nine Inch Nails, Skinny Puppy, Мэрилина Мэнсона и KMFDM.
В начале 1990-х Пи-Орридж познакомился в Нью-Йорке со своей будущей женой Жаклин Брейер, медсестрой, в браке с ним известной как Леди Джей. Вместе они начали работу над «пандрогинным» проектом, в рамках которого подверглись серии бодимодификаций, чтобы сделать свою внешность как можно более похожей. «Все началось очень романтично. Мы подумали: а что будет, если, вместо того чтобы заводить детей, мы создадим новую личность из самих себя? — рассказывал Пи-Орридж в документальном фильме «Баллада о Дженезисе и Леди Джей». — Так мы начали делать косметические операции, чтобы быть более похожими друг на друга».
На «пандрогинный» проект оказал влияние «метод нарезок» поэтов Уильяма Берроуза и Брайона Гайсина, писавших вместе и заявлявших, что получившиеся произведения искусства являются не плодом их совместной работы, а творением некоего третьего сознания. «Так что мы с Леди Джей подумали: а что если мы нарежем себя, свои личности, свои истории и даже свои тела, и станем третьим существом и объединимся в нем?» — объяснял Пи-Орридж в одном интервью. Проект продолжался вплоть до смерти Леди Джей в 2007 году.
В этот же период Дженезис создавал скульптуры и коллажи — их выставка состоялась в 2016 году в нью-йоркском Художественном музее Рубина. В рецензии New York Times экспозицию назвали «крайне неординарной», а Пи-Орриджа — «одним из главных оборотней в мире искусства». Сейчас произведения Пи-Орриджа находятся в коллекциях лондонского музея Тейт, который приобрел его архив, лос-анджелесского Музея Гетти, Берлинской академии художеств и десятков других институций.
Пи-Орридж предельно открыто говорил о приближающейся смерти и объяснял, что «отбрасывание тела» станет естественной кульминацией проекта длиной в жизнь. В 2019 году он рассказывал LA Times: «Врачи постоянно говорят мне (обожаю, когда они это делают): „Вы сложный случай“. В этот момент я начинаю хохотать и отвечаю им: „Ну да, мне это уже говорили“».