18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таинство Пикассо: с кинопленки обратно в реальность

№81
Материал из газеты

Восстановлены отдельные рисунки фломастерами на газетной бумаге, сделанные художником в режиме реального времени на съемках легендарного фильма о нем

Летом 1955 года на юге Франции Анри-Жорж Клузо запечатлел на кинокамеру, как Пабло Пикассо уверенной рукой делает набросок цветов, затем превращает их в рыбу, а рыбу в петушка, после чего чернилами дорисовывает тело птицы так, что оно становится головой фавна. Эта запись свободно льющегося творческого потока вошла в знаменитый фильм «Таинство Пикассо» (1956).

«Они разработали уникальную технику, позволившую Клузо заснять Пикассо в процессе рисования и написания картин», — рассказывает Анн Дюма, сокуратор выставки «Пикассо и бумага», открытой сейчас в Королевской академии художеств в Лондоне. В экспозицию, посвященную методам работы с бумагой, которыми пользовался художник, включены и два недавно отреставрированных рисунка из «Таинства Пикассо».

Для фильма на подрамнике закрепили тонкую газетную бумагу. Художник рисовал на одной ее стороне, а с противоположной установили камеру, чтобы снимать просачивающиеся насквозь чернила. «Им удалось сделать это в том числе потому, что Пикассо начал использовать фломастеры, которые в то время были новинкой и импортировались из Америки, — поясняет Дюма. — Яркие краски глубоко впитывались в газетную бумагу и при этом не капали и не стекали».

Клузо соединил техники stop-motion (серия фотографий вместо кинокадров) и замедленной съемки, так что рисунки Пикассо, по словам Дюма, «появлялись перед глазами зрителя будто по волшебству». На съемке работал кинооператор Клод Ренуар, племянник известного режиссера Жана Ренуара и внук Пьера-Огюста Ренуара. Хотя значительная часть этих рисунков была уничтожена, 39 из них хранятся в Национальном музее Пикассо в Париже, предоставившем ряд экспонатов на выставку.
Два рисунка из фильма — «В студии» и «Лицо: голова фавна» — отреставрировали специально к лондонскому показу. Газетная бумага подходила для съемок как нельзя лучше, но проблема в том, что она легко рвется и быстро выцветает. «Освещение, использовавшееся при съемках, способствовало химической деградации газетной бумаги, нестабильной по своей природе, — говорит сокуратор выставки Эмилия Филиппо из парижского Музея Пикассо. — Со временем на ней появилось много разрывов».

Реставраторы удалили пожелтевший скотч, который соединял порванные участки, а также японскую бумагу, служившую поддерживающей основой. Теперь рисунки снова можно рассматривать с обеих сторон, как и было задумано первоначально. В музее разработали специальные рамы, позволяющие экспонировать эти работы и с лица, и с оборота. В ходе подготовки к различным выставкам 8 из 39 сохранившихся рисунков отреставрировали при поддержке музеев, где они экспонировались. Прошлым летом один рисунок отреставрировал Музей Массена в Ницце; еще четыре представят этой весной на выставке «Пикассо. „Купальщицы“» (18 марта — 3 июля) в Лионском музее изящных искусств. Реставрация двух рисунков к лондонской выставке осуществлена при поддержке Художественного музея Кливленда, куда «Пикассо и бумага» отправится в мае.

Королевская академия демонстрирует фрагменты из «Таинства Пикассо» в зале с рисунками и большим коллажем «Лежащая обнаженная» (1955), на котором изображена вторая жена художника Жаклин Рок. Коллаж был создан специально для фильма Клузо с использованием обоев и веленевой бумаги, прикрепленных к холсту.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+