18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Таинство Пикассо: с кинопленки обратно в реальность

№81
Материал из газеты

Восстановлены отдельные рисунки фломастерами на газетной бумаге, сделанные художником в режиме реального времени на съемках легендарного фильма о нем

Летом 1955 года на юге Франции Анри-Жорж Клузо запечатлел на кинокамеру, как Пабло Пикассо уверенной рукой делает набросок цветов, затем превращает их в рыбу, а рыбу в петушка, после чего чернилами дорисовывает тело птицы так, что оно становится головой фавна. Эта запись свободно льющегося творческого потока вошла в знаменитый фильм «Таинство Пикассо» (1956).

«Они разработали уникальную технику, позволившую Клузо заснять Пикассо в процессе рисования и написания картин», — рассказывает Анн Дюма, сокуратор выставки «Пикассо и бумага», открытой сейчас в Королевской академии художеств в Лондоне. В экспозицию, посвященную методам работы с бумагой, которыми пользовался художник, включены и два недавно отреставрированных рисунка из «Таинства Пикассо».

Для фильма на подрамнике закрепили тонкую газетную бумагу. Художник рисовал на одной ее стороне, а с противоположной установили камеру, чтобы снимать просачивающиеся насквозь чернила. «Им удалось сделать это в том числе потому, что Пикассо начал использовать фломастеры, которые в то время были новинкой и импортировались из Америки, — поясняет Дюма. — Яркие краски глубоко впитывались в газетную бумагу и при этом не капали и не стекали».

Клузо соединил техники stop-motion (серия фотографий вместо кинокадров) и замедленной съемки, так что рисунки Пикассо, по словам Дюма, «появлялись перед глазами зрителя будто по волшебству». На съемке работал кинооператор Клод Ренуар, племянник известного режиссера Жана Ренуара и внук Пьера-Огюста Ренуара. Хотя значительная часть этих рисунков была уничтожена, 39 из них хранятся в Национальном музее Пикассо в Париже, предоставившем ряд экспонатов на выставку.
Два рисунка из фильма — «В студии» и «Лицо: голова фавна» — отреставрировали специально к лондонскому показу. Газетная бумага подходила для съемок как нельзя лучше, но проблема в том, что она легко рвется и быстро выцветает. «Освещение, использовавшееся при съемках, способствовало химической деградации газетной бумаги, нестабильной по своей природе, — говорит сокуратор выставки Эмилия Филиппо из парижского Музея Пикассо. — Со временем на ней появилось много разрывов».

Реставраторы удалили пожелтевший скотч, который соединял порванные участки, а также японскую бумагу, служившую поддерживающей основой. Теперь рисунки снова можно рассматривать с обеих сторон, как и было задумано первоначально. В музее разработали специальные рамы, позволяющие экспонировать эти работы и с лица, и с оборота. В ходе подготовки к различным выставкам 8 из 39 сохранившихся рисунков отреставрировали при поддержке музеев, где они экспонировались. Прошлым летом один рисунок отреставрировал Музей Массена в Ницце; еще четыре представят этой весной на выставке «Пикассо. „Купальщицы“» (18 марта — 3 июля) в Лионском музее изящных искусств. Реставрация двух рисунков к лондонской выставке осуществлена при поддержке Художественного музея Кливленда, куда «Пикассо и бумага» отправится в мае.

Королевская академия демонстрирует фрагменты из «Таинства Пикассо» в зале с рисунками и большим коллажем «Лежащая обнаженная» (1955), на котором изображена вторая жена художника Жаклин Рок. Коллаж был создан специально для фильма Клузо с использованием обоев и веленевой бумаги, прикрепленных к холсту.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+