Бренд Byredo Perfums — это селективная, или нишевая, парфюмерия. Тут стоит пояснить, что в европейской терминологии selective означает то, что в России называется люксовой парфюмерией, однако это не одно и то же. В значении «нишевая парфюмерия» слово selective употребляется только в русском языке, из-за того что эти бренды используют слово selective («изысканный», «отборный»), описывая парфюм. В чем же разница между этими двумя типами парфюмерии? Люкс повсеместно продается в сетевых парфюмерных магазинах, селектив выпускается строго ограниченным тиражом: массовый успех, по мнению создателей селективной парфюмерии, станет ее крахом.
«Селектив — это всегда индивидуальная история, глубокая идея, концепция», — говорит Бен Горхэм, создатель Byredo. Лаконичный дизайн флаконов Byredo не меняется от аромата к аромату. Горхэм родился в 1977 году в Швеции у матери-индианки и отца — наполовину канадца, наполовину шотландца. Он легко шел по жизни, меняя свои занятия, как только они ему надоедали: сначала двухметровый парень профессионально играл в баскетбол, потом искал себя в подсобных работах в магазинах и на стройках Торонто, Нью-Йорка, а затем Стокгольма, где попутно получил степень в области живописи в местной художественной институции. К этому моменту татуированный с ног до головы красавец подружился с парфюмером Пьером Вулфом и вскоре понял, что его истинное призвание — это искусство создавать ароматы. Так в 2006 году был создан бренд Byredo, название которого происходит от английского by redolence и означает некий ненавязчивый, несколько необязательный, неброский аромат, легким шлейфом тянущийся за своим носителем. Этому есть концептуальное объяснение: Бен трактует свои ароматы как нюансы состояний души, как блики и полутона воспоминаний. Он говорит, что его любимые аккорды — древесные ноты, например ладан, сандал с его кремовым оттенком звучания. Напротив, из-за резкости ему не нравятся водные аккорды, которые традиционно часто используются в мужском парфюме. В процессе создания нового аромата Бен собирает волнующие его изображения, музыку, стихи, что-то пишет сам.
Однако Бен Горхэм не всегда настроен столь лирично. Так, в 2010 году он выпустил духи M/Mink, который почитатели Byredo дружно окрестили чистым арт-проектом, ведь непривычно интенсивный для Бена аромат, вдохновленный набором японских каллиграфических принадлежностей, больше всего был похож на запах чернил.
«История марки, — говорит Бен, — на самом деле началась с ароматических свечей и подарочного мыла. И я увлекся! Мне стали интересны запахи с художественной точки зрения. Я углубился в историю парфюмерии, познакомился с интересными людьми из этого мира и понял, что хочу не просто придумывать ароматы, а рисовать парфюмерные полотна, писать ароматные истории».
Таким образом, очень скоро за брендом Byredo закрепился статус связующего звена миров моды и современного искусства — «современного искусства во флаконах», как написано на этикетках продукции. Одним из первых преданных поклонников марки стал актер и сценарист Саша Барон Коэн, известный своим экстравагантным имиджем. Предпоследний на сегодняшний день аромат под названием 1996 появился в России в ноябре 2013 года. На флаконе написано: «Inez & Vinoodh». Это имена легендарных голландских fashion-фотографов Инез ван Ламсверде и Винод Матадин, которые почти 30 лет вместе работают для Vogue, Balmain, Isabel Marant, YSL и многих других брендов, а в последнее время особенно полюбили эпатажную Леди Гагу.
Имеющие довольно необычный для мира моды принцип не фотографировать моделей моложе 18 лет, они тем не менее создали очень трогательный и чувственный юный девичий образ, «Кирстен 1996», вдохновленный ролью Кирстен Данст в фильме «Руби-Ридж: американская трагедия». В свою очередь, он вдохновил Бена Горхэма на создание парфюмерной композиции. Изначально фотографы обратились к Бену с предложением создать оригинальный подарок для нескольких друзей к Рождеству. Те были настолько довольны результатом, что малотиражное издание пустили в массы.
Финальный вариант аромата «1996» — результат совместного творчества. «Это ноты, к которым мы всегда тяготели, воспоминания, которые мы привезли из различных путешествий, это символ нашего дома из теплой древесины и с высокотехнологичным дизайном, это отражение двойственности нашей совместной жизни и творчества», — раскрывают Инез и Винод еще одну грань характера Бена Горхэма — его глубокий психологический дар.
Схожая с его собственной историей поисков себя жизнь всемирно известного парикмахера Кристиана Хаутенбоса вдохновила Горхэма в 2011 году на создание аромата Mister Marvelous. Тот родился в бедной фермерской семье и в возрасте 16 лет стал путешествовать по миру, устроившись моряком датского флота. На маленьком острове Аруба случилась его судьбоносная встреча с первыми клиентами — местными магнатами и знатью, чью внешность он сумел волшебным образом перевоплотить, едва прикасаясь руками к их волосам. Вскоре Кристиана пригласили в Нью-Йорк, и в 20 лет он управлял собственным салоном красоты. К нему неизменно возвращались кинозвезды и редакторы глянцевых журналов, и вот уже 40 лет он колдует над прическами Мадонны, Дэвида и Виктории Бекхэм и многих других.
«Прическа — искусство особого толка, чем-то сродни архитектуре: построение замков, только без помощи песка. Наутро после шумной вечеринки прическа исчезает, как песочный замок смывает непокорной океанической волной, — поясняет Бен. — Marvelous означает „замечательный“, „изысканный“ и „неподражаемый“. И в то же время „немного странный“. Удивительные вещи должны быть странными в хорошем смысле этого слова. Именно такими были все новаторские прически и неповторимые стрижки Кристиана Хаутенбоса: асимметричный боб, начесы. Когда человек меняет простые и привычные вещи на свой лад, придавая им шарм, лоск и блеск, мы во весь голос готовы кричать: „Браво! Marvelous! Это просто удивительно!“ Если этот комплимент применим к гениальному мужчине, то имя ему — Mr Marvelous!»