18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Уайльд и Бердслей. Русские денди ни в чем не уступали своим кумирам

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открывается выставка, посвященная влиянию двух властителей умов рубежа XIX–ХХ веков на русскую культуру.

«Русский» ракурс, выбранный кураторами выставки (Зинаида Бонами, Анна Познанская и Алексей Савинов), более чем уместен. Оскар Уайльд произвел настоящий фурор среди отечественной публики, которая попала под сильнейшее обаяние не столько утонченных литературных опусов, сколько личности их автора. «Первейшая обязанность в жизни — быть столь артистичным, сколь это возможно. Какова вторая, еще никто не открыл», — эта фраза Уайльда стала девизом целой эпохи, породив явление «дендизма».

В свою очередь, творчество Обри Бердслея, прожившего совсем короткую жизнь (1872–1898), во многом определило внешние черты стиля модерн. Увлеченный, как и прерафаэлиты, красотой средневековой книги и модной на рубеже веков японской гравюрой, Бердслей придумал свой неповторимый стиль из изысканно-прихотливой линии силуэтов и эффектного сочетания черно-белых пятен.

Зритель увидит на выставке 16 иллюстраций Бердслея к Саломее Уайльда (1894), принесших их создателю ошеломительный успех. Из лондонских музеев (Тейт Бритен, Музей Виктории и Альберта) в Москву, помимо прижизненных изданий и автографов Уайльда, привезут ранние карикатуры и рисунки Бердслея.

Обаяние работ «гения миниатюры», выходца из семьи лондонских ювелиров, неизменно присутствовало в русской графике, журнальной в особенности. Художники «Мира искусства» — от Константина Сомова, Леона Бакста и Александра Бенуа до Дмитрия Чехонина — упивались капризной манерой blanс et noir и пикантной эротикой Бердслея, его арлекинами и коломбинами, дамами в кринолинах и страусовых перьях и совсем без костюмов, но в высоких прическах и масках. Пик же популярности двух знаменитых британцев пришелся на 1900-е годы. Издательство «Скорпион» и журнал «Весы», а затем и «Золотое руно» превращаются в центры московского «бердслианства». Достаточно лишь взглянуть на работы (предоставленные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем Бахрушина и частными собирателями) Николая Феофилактова, Анны Ремизовой-Васильевой, Сергея Лодыгина, Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Дмитрия Митрохина.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+