18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Открытие выставки «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ прошло в прямом эфире

№81
Материал из газеты

Пушкинский музей устроил виртуальный вернисаж после закрытия музея на карантин, а 10 июля выставка наконец открывается для зрителей

Выставку «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского искусства из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» так никто бы и не увидел неопределенное время, если бы не был придуман формат виртуального вернисажа, который состоялся в тот же день, на который был намечен обычный. Также во время карантина музей проводил специальные онлайн мероприятия, а теперь открывает проект для публики.

Разумеется, музей неоднократно показывал отдельные произведения и даже целые разделы из своего богатого собрания графики, однако столь полно и разнообразно представляет его впервые. Музейный фонд графики насчитывает сегодня более 350 тыс. гравюр и 27 тыс. рисунков. В его основу легло собрание гравюрного кабинета Румянцевского музея, затем он был значительно расширен за счет пожертвований частных коллекционеров, как российских, так и зарубежных, а также приобретений и передачи произведений искусства из других музеев. 

Экспозиция охватывает не только историю европейского рисунка с конца XV до середины XX века, но и все многообразие национальных школ: итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской. Работы русских рисовальщиков — начиная с XIX века — показаны рядом с произведениями западных мастеров и тем самым вписаны в общий контекст европейского искусства.

По замыслу куратора выставки Виталия Мишина, ведущего научного сотрудника отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, выстроенная по хронологическому принципу экспозиция начинается с работ художников ранней немецкой школы (среди которых рисунки Альбрехта Дюрера) и листов итальянских авторов Ренессанса и маньеризма — они размещаются в левой колоннаде музея. Следующий зал посвящен графике XVII века в Голландии, Фландрии и Франции — тут Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Никола Пуссен и другие. Далее — графика Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара и Джованни Баттисты Тьеполо, то есть мастеров XVIII столетия. Правая часть колоннады охватывает XIX век — здесь рисунки Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа, Камиля Коро, работы Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, а также русских авторов — Карла Брюллова, Михаила Врубеля и других. Наконец, Белый зал отдан графике ХХ века — рисунки Джорджо Де Кирико, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Поля Синьяка и других классиков модернизма соседствуют с работами Марка Шагала и Василия Кандинского. 

Отдельного упоминания заслуживают рисунки Анри Матисса. Музей хранит богатую коллекцию его графики. Большую ее часть передала в дар Лидия Делекторская, секретарь и муза художника.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
10 июля – 1 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+