Пока арт-рынок изо всех сил старается как можно шире использовать цифровые технологии, дилеры сообщают о скромном, но стабильном потоке продаж в первые два дня работы виртуальных демонстрационных залов Art Basel — при этом основной объем транзакций все-таки приходится на их собственные онлайн-платформы либо на другие произведения из их ассортимента. При помощи этой инициативы организаторы стремятся хотя бы отчасти смягчить удар, который нанесла по дилерам отмена апрельской Art Basel в Гонконге из-за эпидемии COVID-19. Около 90% ее экспонентов решили воспользоваться предложением бесплатно поучаствовать в виртуальной версии ярмарки и представили более 2 тыс. произведений общей стоимостью $270 млн. Онлайн-ярмарка открыта до 25 марта.
Некоторые дилеры, в том числе галерея Thaddaeus Ropac, запустили свои собственные онлайн-шоурумы незадолго до ВИП-открытия Art Basel, состоявшегося 18 марта. Австрийский дилер говорит, что после запуска цифровой платформы Art Basel число посетителей его собственной онлайн-галереи, начавшей работу двумя днями ранее, выросло вдвое. Галерея продала произведение Жюля де Баланкура стоимостью $140 тыс. за час до выхода шоурумов Art Basel в онлайн. «С учетом кризиса у нас были невысокие ожидания, и мы не выставили самые дорогие свои работы, — рассказывает Ропак. — Для нас важнее, что эта платформа позволяет нам поддерживать связь с художественным сообществом».
David Zwirner стала первой галереей, запустившей собственный онлайн-шоурум, еще в 2017 году. Ее представители сообщают о сходном распределении продаж: через свою платформу галерея осуществила на 50% больше транзакций (то есть четыре из шести), в том числе продала картины Марлен Дюма ($2,6 млн) и Люка Тюйманса ($2 млн). Для сравнения, через платформу Art Basel у нее купили две вещи: картину маслом Лю Е за $500 тыс. и полотно Лукаса Арруды за $100 тыс.
Hauser & Wirth продала три работы через платформу Art Basel и еще несколько через собственный сайт. У Lisson Gallery яркая красно-черная картина Кармен Эрреры «Черная дорога» (2017) ушла за $850 тыс. через онлайн-шоурум Art Basel.
Продажи в среднем сегменте рынка, где собственные цифровые платформы есть у меньшего числа дилеров, носили более спорадический характер. Основательница нью-йоркской 303 Gallery Лиза Спеллман говорит, что, хотя у ее галереи пока не было продаж напрямую через онлайн-шоурум Art Basel, платформа ярмарки способствует привлечению клиентов, «результатом чего становятся частные сделки».
Примеру Art Basel в Гонконге последовала ярмарка Art Dubai, которая должна была пройти с 25 по 28 марта в ОАЭ. Однако организаторы приняли решение отменить очный выпуск Art Dubai 2020 года, не проводить никаких мероприятий, требующих массового скопления людей, и в срочном порядке переориентировать, насколько это возможно, программу на онлайн-формат. Во вторник 24 марта будет запущен онлайн-каталог ярмарки, а на следующий день начнется трансляция Global Art Forum, который будет посвящен будущему арт-мира после пандемии коронавируса. Каталог будет доступен всем желающим, а не только обладателям ВИП-аккаунта на сайте ярмарки.
Как рассказал арт-директор Art Dubai Пабло дель Валь, «Art Basel Hong Kong возместила экспонентам 25% стоимости стенда после отмены физической ярмарки — Art Dubai предложит галереям возмещение в размере 50% от стоимости стенда, а другая половина суммы будет заморожена как депозит в счет участия в следующем выпуске». Среди очевидных преимуществ цифрового опыта дель Валь отмечает возможность более широкого охвата аудитории: «Хотя обстоятельства сегодня совершенно исключительные, это может быть полезным опытом, своего рода испытательным полигоном для того, чтобы проанализировать, насколько цифровые технологии могут быть успешны на рынке искусства. Онлайн-платформы могут стать дополнительным каналом взаимодействия с аудиторией для ярмарок и художественных галерей в будущем. Однако уже сейчас понятно, что ничто не заменяет работу лицом к лицу, возможность увидеть произведение своими глазами, а также вступить в диалог с владельцем галереи».