18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Где смотреть видеоарт, чтобы не скучать во время карантина

№81
Материал из газеты

Пока музеи и галереи закрыты, можно погрузиться в мир цифрового искусства и новых медиа

Пока музеи, галереи и художественные ярмарки пытаются удовлетворить потребность внезапно оказавшейся в изоляции публики в искусстве и культуре при помощи виртуальных экспозиций и онлайн-шоурумов, ее также могут заинтересовать ресурсы, предлагающие подборки видеоарта.

UbuWeb

Пожалуй, главный архив видеоарта и цифровых медиа в свободном доступе — это UbuWeb. Его основал поэт-концептуалист и художник Кеннет Голдсмит в 1996 году, когда интернет еще только делал первые шаги. Хотя изначально сайт создавался как площадка для размещения концептуальной поэзии, по мере развития технологий Голдсмит начал добавлять концептуальные аудиотреки, в том числе фрагменты произведений таких художников и композиторов, как Джон Кейдж, а со временем здесь появилось и видео. Сегодня на портале тысячи видеоработ — от знаменитых до малоизвестных. «Я строил сайт по принципу музея, пытаясь объединить лучшие образцы под одной крышей, — рассказывает Голдсмит. — Это старая модель, но она по-прежнему актуальна. Сейчас сайт точно такой же, как был в 1996 году, он не изменился».

Голдсмит поддерживает UbuWeb в одиночку. «Это часть моего большого творческого проекта, я посвятил ему уже почти три десятилетия», — говорит он, добавляя, что сайт стал для него «своего рода общественно-полезной работой — это способ внести вклад в общее дело, привлечь внимание к творчеству, которое, как правило, не укладывается в рамки преобладающих экономических моделей». «Я люблю говорить, что на Ubu представлены произведения, ничего не стоящие с экономической точки зрения и бесценные с исторической», — заявляет создатель UbuWeb. В мае в издательстве Columbia University Press выйдет книга Голдсмита под названием Duchamp is My Lawyer («Дюшан — мой адвокат»), рассказывающая о создании UbuWeb.

Так что, если вам захочется погрузиться в исследование кантри-музыки от Джулиана Шнабеля или послушать просуществовавшую совсем недолго поп-группу Йозефа Бойса, посмотреть ранние работы Ричарда Серры, новаторские вещи Вито Аккончи или Йоко Оно, избранные произведения Баса Яна Адера, снятые на камеру Super 8 фильмы Дэвида Войнаровича, документальный фильм об Агнес Мартин или единственный фильм по сценарию Сэмюэля Беккета (с Бастером Китоном в главной роли), то вы найдете их в бесплатном доступе на UbuWeb.


Electronic Arts Intermix

Electronic Arts Intermix — некоммерческая организация художников, созданная в 1971 году. Сегодня она функционирует как большой архив видеоарта и медиаискусства. Как правило, посетители имеют возможность записаться и посмотреть в ее нью-йоркском зале любое из 3,5 тыс. видео, включая работы Чарльза Атласа, Джона Балдессари, Аны Мендьеты, Брюса Наумана и многих других. Но, поскольку зал организации временно закрыт из-за пандемии, ее руководство открыло доступ к виртуальному залу стоимостью $20 месяц (обычно это тариф для студентов). Дополнительную информацию о недельных и месячных абонементах можно получить, связавшись с Electronic Arts Intermix по электронной почте info@eai.org.


Vimeo и YouTube

Хотя такие платформы, как Vimeo и YouTube, и не ассоциируются напрямую с видеоартом, на самом деле многие его создатели выкладывают произведения именно сюда. Так, гонконгский художник Вонг Пин начал с публикации видео на Vimeo и до сих пор регулярно обновляет свой аккаунт, где можно бесплатно посмотреть его работы. У других видеохудожников, в том числе Райана Трекартина и Сью де Бир, также есть бесплатные подборки работ на Vimeo. На YouTube можно найти таких художников, как Кори Аркенджел и Стив Роггенбак. Кроме того, и на YouTube, и на Vimeo есть произведения таких звезд видеоарта, как Нам Джун Пайк и Дэн Грэм (с учетом огромного количества инфлюенсеров и видеоинструкций по нанесению макияжа поиск по таким простым запросам, как «художник», может оказаться не очень эффективным, и надо его усложнять).

Video Data Bank

Video Data Bank был основан при Школе Чикагского института искусств в 1976 году, на заре развития видеоарта и медиаискусства. Сегодня в его коллекцию входит около 6 тыс. произведений более 600 художников, от первопроходцев вроде Уильяма Вегмана до таких современных звезд, как Билл Виола. Произведения из собрания Video Data Bank можно взять на прокат, но многие из них обойдутся недешево: стоимость одного заказа, «как правило, составляет от $50 до $120». Но на стриминговом канале Video Data Bank предоставляет бесплатный доступ к произведениям одного художника из архива, меняя героя раз в несколько месяцев. Сейчас там выложено 29 выпусков.


[[img1]]

Art21

Хотя некоммерческая организация Art21 и не специализируется на видеоарте, со времени ее основания в 1997 году она предоставляет широкой публике возможность взглянуть на жизнь и творческий процесс современных художников. На сайте можно посмотреть все девять сезонов шоу «Искусство в XXI веке», удостоенного Премии Пибоди. В числе других многосерийных проектов Art21 — «Нью-Йорк крупным планом», «Расширенная игра», «Художник художнику» и другие. Кроме того, организация регулярно обновляет канал на YouTube, постоянно выкладывая туда новые видео, и недавно дополнила еженедельную рассылку разделом «Рекомендации сотрудников: что посмотреть, почитать и послушать», где команда Art21 и приглашенные художники обсуждают, что занимает их в данный момент. В числе последних рекомендаций, к примеру, книга Дженни Оделл «Как ничего не делать» и телешоу «Американский ниндзя».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+