18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Стокгольме присудили Премию Каспера Салина

Накануне карантина Шведская ассоциация архитекторов наградила самой престижной в Северной Европе премией — за лучшие реализованные проекты в семи номинациях

На ArkitekturGala награждали за большую архитектуру, интерьерный дизайн, городской мастер-план, ландшафтный дизайн, решение транспортных проблем, архитектурную критику и проекты молодых архитекторов.

Самая престижная номинация — за большую архитектуру — носит имя Каспера Салина (1856–1919), главного архитектора Стокгольма с 1898 по 1915 год. Собственно, с нее в 1962 году и началась традиция чествовать зодчих и дизайнеров. Постепенно увеличилось количество номинаций и географический охват: к соревнованию начали допускать представителей Дании и Норвегии, тем более что в скандинавском мире архитекторы и дизайнеры часто работают в соседних странах и определить принадлежность проекта непросто. Рассказываем о самых важных победах.

В этом году Премию Каспера Салина получило бюро Malmström Edström Architects за проект жилого комплекса Riksbyggens Brf Viva в Гетеборге. Напоминающий европейский модернизм 1960-х годов, этот комплекс соединил множество революционных технологий и имеет высшую экологическую сертификацию. Его отлили из экологического бетона, производство которого на треть меньше загрязняет атмосферу углекислым газом. Для сохранения энергии от солнечных батарей здесь используют аккумуляторы старых автобусов. Бытовой расход энергии составляет всего 65% от среднего по региону. В комплексе есть террасный зимний сад и вообще много мест для совместного досуга. Проект наградили «за создание фантастической жилой среды в месте, которое казалось для этого совершенно непригодным».

В номинации «За лучший интерьерный дизайн» наградой отмечен Герт Вингорд с отелем Blique by Nobis. Первоначально это был склад компании Philips, построенный в 1931 году Сигурдом Леверенцем (1885–1975), классиком шведского модернизма, прославившимся церквями и некрополями. Склад Philips тоже отличался суровой экспрессией: никаких украшений, кроме маленьких квадратных окон на фасаде. Приспосабливая его под отель, Вингорд деликатнейшим образом подошел к наследию предшественника: сохранил в номерах чистые бетонные стены, дополнив их металлическими рельсами для крепления мебели и освещения; в публичных помещениях не стал закрывать воздуховоды и прочие технические сети навесными потолками, оставив их на виду; не тронул даже квадратные окна на фасаде, хотя, казалось бы, эти квадраты хороши для склада, но не для отеля. За умение найти общий язык с архитектурой прошлого и усилить ее достоинства Вингорда и наградили.

Зрительским фаворитом в номинации «Ландшафтная архитектура» был Мемориал жертвам цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии, открытый в Стокгольме. Географически далекая трагедия унесла жизни 30 тыс. шведов и воспринимается в Швеции как горе национального масштаба. Датская художница Леа Порсагер, работающая на стыке науки, искусства, феминизма и эзотерики, создала поэтический ландшафт «Гравитационные волны». Она вдохновлялась теорией Эйнштейна — в мемориальном парке время и пространство сходятся воедино и расходятся врозь. Одновременное присутствие земли, воды, неба в пейзаже напоминает о неразрывной связи человека и природы.

Однако приз получил «Яктгатан и Лёвенсгатан» — бульвар для прогулок в квартале новостроек, проект бюро Andersson Jönsson Landskapsarkitekter. На полосе шириной 25 метров и длиной в несколько километров, идущей вдоль автомобильной дороги, насыпали газон, высадили кустарники и деревья, поставили скамейки. Но сделали все эти нехитрые манипуляции максимально творчески: разработали форму лавочек и уличных светильников, подобрали японский багрянник, магнолию, анемоны, рудбекию и другие растения так, что бульвар меняет цвета и остается красивым круглый год.

Приз за архитектурную критику вручен кинорежиссеру Фредрику Герттену и репортеру Лейлани Фархе за документальный фильм «Толкай» (Push) о праве на жилье. В наше время крупный бизнес получает все больший контроль над устройством и жизнью городов. Малоимущих вытесняют из центральных районов, и на месте их жилья строят дома для богатых. Становится все больше бездомных, но при этом целые кварталы остаются необитаемыми, потому что их рассматривают как финансовый инструмент — предмет инвестиций. Со сдержанным гневом авторы фильма раскрывают циничную игру финансовых компаний и ее разрушительные последствия.

ArchitekturGala в очередной раз расставил точки над i. Мы увидели, что Грета Тунберг — это не странная, непонятно откуда и как возникшая на мировой сцене девочка, а глашатай скандинавского общества в целом. В Скандинавии живет 21 млн человек, и большинство из них всерьез озабочены экологическими проблемами и будущим Земли. Поэтому и работа архитекторов тут нацелена на максимально бережное отношение к природным ресурсам и создание устойчивой, комфортной, безопасной среды. Эта позиция сделала понятие «шведский стиль» мировым брендом и трендом. Когда в Москве или Нью-Йорке строят комфортное жилье, чтобы подчеркнуть его современность и удобство, его называют «в шведском стиле». На фоне скандинавской точечной застройки футуристические проекты а-ля Заха Хадид или Норман Фостер выглядят как дискотека 1990-х — броско, но ненадолго. Если они и останутся памятниками, то не гуманистическим архитектурным теориям, а чрезмерным амбициям.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+