Выходец из низов, сын сапожника, сирота, Василий Шухаев (1887–1973) окончил Академию художеств в Петербурге. Его дипломная картина Вакханалия была неоднозначно воспринята профессорами. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. Выручил поддержавший его Александр Бенуа, а Кружок поощрения молодых художников в Риме выделил средства на двухгодичное пребывание в Италии. Там и сформировалось окончательно неоклассическое кредо Шухаева. К тому времени относятся два эскиза сангиной из музея Академии художеств в Петербурге: Пляшущая женщина — эскиз к полотну Карусель — и Натурщица — к Сусанне и старцам. Сами картины не сохранились. В Первую мировую войну Шухаев работал над композицией Полк на позициях (1917). Но и от нее остались только подготовительные портреты сангиной офицеров лейб-гвардии Уланского полка (Портрет ротмистра Козубского). В 1920 году Шухаев уехал из России, сначала в Финляндию, затем в Париж, где занимался книжной графикой и сценографией. А через 15 лет ему показалось, что он станет своим в социалистическом строю, и он вернулся в СССР. Возможно, на это решение повлияло становление сталинского ампира, прямого наследника неоклассики. Однако в 1937-м советская власть показала художнику, как он ошибался. Десять лет Колымы Шухаев пережил только потому, что рисовал эскизы для Магаданского драмтеатра. В творческой биографии художника следующая дата — 1949 год. К этому времени относится сангинный Мужской портрет на выставке. Судя по ордену Ленина на лацкане пиджака, это грузинский поэт Галактион Табидзе, тоже прошедший через ГУЛАГ. После лагерей Шухаев оказался в грузинской столице, не имея права жить в крупных городах. Только хрущевская оттепель открыла для Шухаева выставочные залы Москвы и Ленинграда. В работах этого времени есть мудрость, но нет энергетики раннего Шухаева, который так и останется грустным Пьеро со знаменитого двойного автопортрета Арлекин и Пьеро (1914), написанного в Италии совместно с другом и единомышленником Александром Яковлевым. В московскую выставку (куратор Елена Каменская) включены произведения Шухаева из отечественных и зарубежных музеев, частных собраний: живопись и рисунок, театральные эскизы и монументально-декоративные работы, книжная графика. Причем помимо известных произведений зритель впервые увидит неизвестные или забытые работы художника.