18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Василий Шухаев. Пьеро из Серебряного века

Выходец из низов, сын сапожника, сирота, Василий Шухаев (1887–1973) окончил Академию художеств в Петербурге. Его дипломная картина Вакханалия была неоднозначно воспринята профессорами. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. Выручил поддержавший его Александр Бенуа, а Кружок поощрения молодых художников в Риме выделил средства на двухгодичное пребывание в Италии. Там и сформировалось окончательно неоклассическое кредо Шухаева. К тому времени относятся два эскиза сангиной из музея Академии художеств в Петербурге: Пляшущая женщина — эскиз к полотну Карусель — и Натурщица — к Сусанне и старцам. Сами картины не сохранились. В Первую мировую войну Шухаев работал над композицией Полк на позициях (1917). Но и от нее остались только подготовительные портреты сангиной офицеров лейб-гвардии Уланского полка (Портрет ротмистра Козубского). В 1920 году Шухаев уехал из России, сначала в Финляндию, затем в Париж, где занимался книжной графикой и сценографией. А через 15 лет ему показалось, что он станет своим в социалистическом строю, и он вернулся в СССР. Возможно, на это решение повлияло становление сталинского ампира, прямого наследника неоклассики. Однако в 1937-м советская власть показала художнику, как он ошибался. Десять лет Колымы Шухаев пережил только потому, что рисовал эскизы для Магаданского драмтеатра. В творческой биографии художника следующая дата — 1949 год. К этому времени относится сангинный Мужской портрет на выставке. Судя по ордену Ленина на лацкане пиджака, это грузинский поэт Галактион Табидзе, тоже прошедший через ГУЛАГ. После лагерей Шухаев оказался в грузинской столице, не имея права жить в крупных городах. Только хрущевская оттепель открыла для Шухаева выставочные залы Москвы и Ленинграда. В работах этого времени есть мудрость, но нет энергетики раннего Шухаева, который так и останется грустным Пьеро со знаменитого двойного автопортрета Арлекин и Пьеро (1914), написанного в Италии совместно с другом и единомышленником Александром Яковлевым. В московскую выставку (куратор Елена Каменская) включены произведения Шухаева из отечественных и зарубежных музеев, частных собраний: живопись и рисунок, театральные эскизы и монументально-декоративные работы, книжная графика. Причем помимо известных произведений зритель впервые увидит неизвестные или забытые работы художника.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+