Как коронавирус изменил ваши планы и почему вы оказались в Германии?
Объявление пандемии коронавируса застало меня, кажется, еще в Москве. Я успел уехать в Германию 8 марта, пока ходили поезда и были открыты границы. Что касается планов, то они, конечно, поменялись существенно, как, думаю, и у всех. Из Германии я собирался поехать в Париж, где должна была открыться моя персональная выставка. Это был совместный проект парижского выставочного пространства коллекции Пакиты Эскофе Миро и московской галереи Iragui, приуроченный к салону современного рисунка Drawing Now Art Fair, который должен был пройти 25–31 марта. Уже в Германии я узнал, что салон перенесен на конец мая — начало июня.
Чем вы занимаетесь в изоляции?
В данный момент я в Нюрнберге, где живет моя мама. Занимаюсь бытом, хожу за продуктами, готовлю обед и, конечно, много рисую.
Наверное, продолжу серию графики для парижской выставки, которая, я надеюсь, все же не отменилась, а только перенеслась. Ее идея возникла задолго до пандемии. Это проекция басен на современность и современности на мир персонажей из басен Лафонтена, Эзопа, Крылова и персонажей современной культуры, включая близкую мне комиксную. Так что сижу за своим рабочим столом в Нюрнберге и продолжаю ее развивать дальше. В ней неизбежно отразятся и настроения, наблюдения этих дней.
Какие-то идеи реакции на коронавирус, конечно, приходят в голову, хотя пока что нарисовал на эту тему только один рисунок и сразу опубликовал его на моей странице в Facebook. Я его назвал “Lupus lupo homo est” — «Волк волку человек». Это парафраз знаменитой латинской поговорки.