18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Из истории Первой мировой: как Британский музей сражался на домашнем фронте

К 100-летию начала Первой мировой войны был изучен архив Британского музея тех лет, что позволило поновому взглянуть на историю учреждениея и его сотрудников в военное время. Здание музея не было защищено от налетов цеппелинов и самолетов, а купол круглого читального зала превращал его в заметную цель для обстрелов. Среди музейных сокровищ, требующих специальной защи ты во время воздушных атак, были «мраморы Эльджина» (с афинского Парфенона). В октябре 1914 года возник план заполнить зал Эльджина песком, чтобы закрыть им скульптуры, но правительственный офис оборонительных сооружений предупредил, что конструкция здания «не выдержит нагрузки». Вместо этого через несколько месяцев фронтонные статуи были спущены в подвал. Плиты фриза вместе с ценными ассирийскими рельефами были защищены в галереях мешками с песком. Многие сотрудники записались тогда добровольцами или были призваны в армию, 11 из них погибли. На родине они оставили коллег, добросовестно выполнявших свои обязанности по защите коллекции с лета 1914 года до конца войны.

Три года спустя король Георг V выступил с протестом против правительственного предложения позволить Министерству авиации реквизировать большую часть музея. В своем страстном обращении директор музея Фредерик Кенион предупредил правительственный офис оборонительных сооружений о том, что «в этом случае музей станет законной мишенью для атаки противника». Король согласился с опасениями Кениона. Вмешательство монарха в дела правительства Дэвида Ллойда Джорджа отражено в письме из Виндзорского замка. Восьмого января 1918 года Кенион присутствовал на заседании военного кабинета, чтобы представить свой план. Секретный протокол заседания отражает его альтернативное предложение: «Кенион предложил использовать Вифлеемскую больницу, более известную как Бедламский сумасшедший дом; однако военный кабинет понимал, что это здание едва ли окажется подходящим жильем». После обращения Кениона правительство отступило, отменив реквизицию музея. Четыре дня спустя лорд Стэмфордхэм, личный секретарь Георга V, сделал следующую запись: «Телеграмма короля, протестующего против первоначального решения кабинета, сыграла, как я надеюсь, некоторую роль».

Архив музея также показывает, что его подвал быстро стал импровизированным бомбоубежищем, что привело к проблемам с соблюдением мер безопасности. Смотритель Геркулес Рид предупредил попечителей о сложившейся ситуации: «Учитывая особенности района, окружающего музей, есть опасения, что часть беженцев, укрывающихся в здании музея от обстрелов, может принадлежать к криминальным кругам». Музей был открыт для посетителей до марта 1916 года, когда галереи закрылись из-за нехватки сотрудников и сокращенного бюджетного финансирования на £8,5 тыс., что эквивалентно современным £500 тыс. В то же время выросла интенсивность воздушных налетов на Лондон, поэтому все чаще звучали предложения перевезти экспонаты в более безопасные места. Хотя на здание не упало ни одного снаряда, в сентябре 1917 года бомба попала в отель Bedford, расположенный менее чем в 200 м от музея и убила 11 человек. В феврале 1918 года попечители и сотрудники музея решили хранить его перемещаемые сокровища под землей, на станции железной дороги, которую почтовое ведомство строило с целью связать главные сортировочные узлы Лондона. Одна станция находилась всего в 270 м от музея. В числе древностей, хранившихся на станционной платформе, был фриз из коллекции Эльджина, Розеттский камень, 118 тыс. вавилонских и ассирийских скрижалей и вся коллекция монет. В то же время печатная графика и рисунки, например, были тайно отправлены в Национальную библиотеку Уэльса в Аберистуите.

В ноябре 1918 года, когда война окончилась, нужно было возвращаться к нормальному режиму работы. Некоторые материалы, хранившиеся на влажной сортировочной станции почтового отделения, потребовали реставрации, что повлекло за собой организацию первой реставрационной лаборатории музея.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+